Телефон: (812) 273-03-39   Приемная комиссия: (812) 273-51-42
Санкт-Петербург, Моховая ул., д.36

История колледжа им. М.П. Мусоргского

Улица Моховая

фасад колледжа

Скромная Моховая улица, длиной 920 метров, имеет необыкновенно интересную историю. В 1700–х годах улица носила не слишком благозвучное название «Хамовая», т.к. на ней селились в те годы хамовники – ткачи. Жителями Хамовой улицы наряду с ткачами стали солдаты и офицеры Семеновского и Преображенского полков, царские повара, хлебники, пивовары и квасовары, служащие и мастера Канцелярии городовых дел.

Постепенно жителей улицы сменили представители иных социальных слоев. В конце XVIII века название улицы изменили на Маховую, а в начале XIX века улица стала называться Моховой. В советское время название улицы, среди немногих в городе, сохранялось без изменений.

К концу XVIII века среди владельцев домов по Моховой улице встречаются такие именитые фамилии, как Строгановы, Воронцовы, Скавронские. Расположенная в центре города тихая улица привлекала многих деятелей науки и литераторов, которые снимали здесь квартиры. До середины XIX века на Моховой сохраняются небольшие дома – одноэтажные деревянные или двухэтажные с каменным нижним этажом и деревянным верхним. Моховую улицу мостят булыжником, начиная с середины 18-го века, а с 1930-х годов появляется асфальтовое покрытие. Во второй половине 19-го века на улице строят великолепные особняки и доходные дома. Новый облик улицы создают такие известные архитекторы, как И.А. Монигетти, В.А. Шретер, Л.Н. Бенуа, А.Х. Пель.

Дом 2/11 открывает четную сторону Моховой улицы. Двухэтажный особняк был возведен по проекту И.А. Монигетти в 1857 году, через 20 лет к нему пристроили домовую церковь, впоследствии здание надстроили еще на два этажа. В вестибюле и сейчас находится скульптура лисицы из белого мрамора, держащей картуш с вензелем из двух переплетенных букв «С». Такой же вензель украшает и угол дома. Лисица является составной частью родового герба Строгановых. В конце 19-го века стены особняка украшали 94 картины художников итальянской, испанской, французской, фламандской и голландской школ живописи. Эту коллекцию собрал граф П.С. Строганов, который находился в 1850 – 1860-х годах на дипломатической службе в Италии, где он и начал приобретать произведения искусства. По завещанию графа часть картин поступила в Императорский Эрмитаж, ряд других оказался в Строгановском дворце на Невском проспекте.

В советское время в особняке размещались различные учреждения:

в 1922 году – Центральные костюмированные мастерские Политпросвета;

в 1930-х – Центральный музыкальный техникум;

в начале 1950-х – Электромеханический техникум трамвайно-троллейбусного управления;

в начале 1960-х – Радиотехнический техникум;

а с 1970-х годов и по настоящее время – техникум (с 1990-х – колледж) морского приборостроения.


Новый колледж

История музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского началась в 1926 году, когда согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум, который снискал себе славу «второй консерватории», во многом благодаря высокому уровню педагогов.

Располагался техникум в красивейшем особняке Строгановых на углу улиц Моховой и Чайковского, в районе Петербурга с богатой музыкальной историей. Близлежащие дома по улицам Моховой, Пантелеймоновской (ныне улица Пестеля), Гагаринской, Чайковского, набережной Фонтанки связаны с жизнью М.И Глинки, А.С. Даргомыжского, В.В. Стасова, А.Н. Серова, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Л.В. Собинова и других выдающихся деятелей музыкальной культуры России.

Сначала в техникуме было открыто три отдела:

- теоретико-композиторский;

- исполнительский (фортепианный, вокальный, оркестровый – струнный и духовой);

- инструкторский (русские народные инструменты и дирижерско-хоровой).

У истоков училища стояли композиторы: Б.В. Асафьев, П.Б. Рязанов, В.В. Щербачев, М.А. Юдин, Х.С. Кушнарев, Д.Д. Шостакович, Б.А. Арапов; музыковеды: А.Л. Островский, А.Н. Котляревский, А.Н. Должанский, М.С. Друскин; органист И.А. Браудо; пианисты: М.Н. Баринова, А.А. Люблинский, П.А. Серебряков, А.Д. Каменский; дирижер И.А. Мусин.

В довоенное время на теоретико-композиторском отделе учились В.П. Соловьев-Седой, Н.К. Ган, А.И. Островский, В.В. Богданов-Березовский, О.А. Евлахов, И.Я. Пустыльник, Г.К. Фарди, В.К. Томилин.

Ко многим композиторам известность пришла еще в пору учебы в техникуме. Опера Л.А. Ходжа-Эйнатова «Шлюз» была поставлена силами учащихся техникума под управлением И.А. Мусина. Музыкальную комедию Н.В. Богословского «Ночь перед Рождеством» поставили в ленинградском Центральном клубе печатников. «Шесть романсов на стихи Пушкина» Г.В. Свиридова сразу стали классикой. «Весенняя сюита» и «Поэма о Днепре» И.И. Дзержинского родились в стенах техникума.

Большинство преподавателей техникума работали параллельно в консерватории, что повышало общий уровень задач для учащегося.

Через четыре года после открытия в техникуме появилось «Детское отделение для способных детей», которым руководил Л.А. Этигон. На этом отделе музыкально одаренные дети обучались игре на различных инструментах у учащихся техникума под руководством своих педагогов, тем самым студенты приобретали не только исполнительские, но и педагогические навыки.

На фортепианном отделе работали такие выдающиеся музыканты-педагоги, как С.И. Савшинский, А.Д. Логовинский, И.М. Белоземцев, И.М. Рензин, В.Я. Михелис, И.К. Рубаненко, К.Г. Шмидт, А.С. Бубельников, Э.Л. Левина, М.Б. Брохес, А.Б. Мерович, Э.А. Элинсон.

В деле воспитания пианистов немаловажную роль играли сольные концерты преподавателей и их выступления с симфоническим оркестром техникума, а также учрежденный с самого основания техникума обязательный класс фортепианного ансамбля. Из фортепианных классов техникума вышли известные органисты М.Б. Шахин и Н.И. Оксентян.

На оркестровом отделе техникума преподавали: Ю.И. Эйдлин, В.О. Шер, А.Г. Сосин, А.Я. Штример, Г.С. Михалев, М.М. Беляков, А.Л. Рушанский, М.В. Кравченко, Б.В. Тризно, А.А. Паршин, В.И. Генслер, Л.А. Теслер, А.Г. Васильев, М.Н. Буяновский, Е.А. Рейхе. Симфонический оркестр, созданный этими выдающимися музыкантами играл не только классику, но и произведения начинающих ленинградских композиторов.

Задачей инструкторского отделения было воспитание универсальных музыкантов-руководителей художественной самодеятельности. Учащиеся владели не только своим инструментом, но и обладали навыками хорового пения, дирижирования и организации музыкального досуга самых широких масс населения. Состав учащихся был преимущественно пролетарским.

При инструкторском отделении было организовано рабочее отделение, на которое принимались рабочие, проявившие музыкальные способности. Рабочее отделение выполняло функцию подготовительного отделения. Окончившие его студенты зачислялись в техникум. Учащиеся часто выступали с концертами на заводах и фабриках Ленинграда, разучивали в обеденные перерывы с рабочими песни.

Довоенные выпуски славятся выдающимися исполнителями на русских народных инструментах и педагогами, такими как П.И. Нечепоренко, М. Рожков, З.И. Ставицкий, А.С. Ильин, Н.И. Махов.

Оркестром народных инструментов руководил В.А. Подъемский. В оркестре еще отсутствовали баяны и духовые, но репертуар включал симфонии Гайдна, Бетховена, Шуберта.

На вокальном отделении работали замечательные педагоги: Т.А. Докукина, Г.Л. Немировская, В. Дидзурабов. Их ученики заняли видное место в музыкальной жизни страны – В.В. Максимова, О.М. Нестерова, А. Мацкевич.

В техникуме велись и общеобразовательные предметы, обогащавшие развитие личности музыкантов: литература, иностранные языки, военная подготовка, физкультура, которые вели Т.О. Динабургская, А.А. Никаноров-Бобров, Эйгин и другие.

В связи со столетием со дня рождения великого русского композитора М.П. Мусоргского в 1939 году техникуму было присвоено его имя.

В довоенные годы техникум возглавляли:

Шидловский (1926 – 1929);

Б.И. Загурский (1929 – 1931);

Агафонников (1931 -1942). 

В годы войны

В годы войныКогда началась Великая Отечественная война, большинство преподавателей и студентов ушли на фронт. Многие погибли в боях на подступах к Ленинграду или умерли в первую блокадную зиму. Среди них – Э.В. Вениг, М.Г. Гергилевич, Б.Г. Гольц, С.Н. Дмитриев, С.Н. Курнаков, В.А. Толчиян, В.К. Томилин, В.И. Флейшман, Л.Н. Чекменов, Ю. Задвинский, Н. Королев, И. Шульгин, Козейкин, Морозевич.

Оставшиеся в живых в блокадном городе ученики внесли свой вклад в Победу. Одни были участниками фронтовых бригад (Н.Г. Минх, Н.К. Ган, Л.А. Ходжа-Эйнатов, С.П. Салтыкова); другие стали медсестрами в госпиталях (Н.А. Овчинникова, Н.Я. Осетрова-Яковлева, В.В. Свенч, В.В. Максимова).

В феврале 1942 года здание училища было разрушено прямым попаданием бомбы. Весь архив техникума, связанный с довоенным и первым военным годом был уничтожен. Поэтому сведения отрывочны и не всегда подкрепляются соответствующими документами.

Оставшиеся педагоги и ученики объединились с коллегами из консерватории и училища имени Н.А. Римского-Корсакова. Занятия проходили в помещении детской музыкальной школы, ныне школа имени С.В. Рахманинова, на углу улиц Короленко и Некрасова. При тяжелейших условиях жизни музыканты продолжали учиться и давать концерты в блокадном городе.

В 1947 году Государственное училище имени М.П. Мусоргского осуществило первый набор учащихся. Помещением для занятий служила большая шестикомнатная квартира в доме № 14 на 1-й Красноармейской улице, и только в 1951 году училищу выделили один верхний этаж в жилом доме № 36 на Моховой улице. Этот дом, как и первое здание училища, имеет интересную историю. 

Дом №36

В 1874 году дом купил граф Н.С. Строганов, брат П.С. Строганова, тогдашнего владельца дома № 2. В 1902 -1903 годах академик архитектуры Е.Р. Бах построил здесь трехэтажный особняк с богатой отделкой.

До 1917 года дом принадлежал Н.А. Хариной, жене генерал-майора И.Н. Харина. Супруги занимались благотворительностью: являлись попечителями детского приюта, школы для девочек, в январе 1917 года в доме располагался лазарет Российского общества Красного Креста.

С 1919 по 1924 года на третьем этаже дома № 36 помещалось издательство «Всемирная литература». Оно было создано для перевода на русский язык и издания произведений зарубежной литературы XVIII - XIX веков. Возглавлял издательство М.Горький. Активно работали в этом проекте А.А. Блок, К.И. Чуковский, А.Н. Тихонов, Е.И. Замятин, С.А. Колбасьев, А.А. Ахматова, А.Л. Волынский, З.И. Гржебин. Книги издательства выходили в нескольких сериях, включая «Народную серию», выпускавшуюся в виде книжек малого формата. В этой серии вышло 53 названия наиболее известных и доступных для массового читателя произведений.

В 1924 году издательство «Всемирная литература» вошло в состав Госиздата, а его богатейшее книжное собрание находилось на Моховой, 36 до 1950 года и имело статус филиала Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека). Его основу составляли около семидесяти тысяч книг на иностранных языках, национализированных, а фактически реквизированных в пользу издательства в дворянских особняках.

В этом же доме жили некоторые сотрудники библиотеки. В квартире № 3 в 1930-х годах жила заведующая отделом Дарья Евгеньевна Лейхтенберг – внучка герцога Максимилиана Лейхтенбергского и Марии Николаевны, дочери Николая I. По материнской линии Дарья Евгеньевна происходила из рода Опочининых, потомков М.И. Кутузова, которому она приходилась праправнучкой. О ее высоком дворянском происхождении было известно и в 1937 году ее вместе с мужем расстреляли. А в нынешнем помещении музыкального колледжа, в бывшей квартире Лейхтенберг, до сих пор находится рояль, ранее принадлежавший Дарье Евгеньевне.

В 1920-х годах во флигеле дома 36 жил писатель Е.И. Замятин. Его роман «Мы» (1920) советской критикой был оценен как злобный антисоциалистический пасквиль, роман был запрещен, а сам автор неоднократно подвергался арестам. В 1931 году Е.И. Замятин эмигрировал во Францию. Более полувека он был вычеркнут из истории отечественной литературы и только в конце 1980-х его произведения вернулись к читателям.

Фонд иностранного отдела Государственной Публичной библиотеки был перемещен на новое место силами учащихся колледжа, стремившихся скорее начать занятия в своем, более просторном помещении. К 1991 году в распоряжении училища оказалась большая часть здания, увеличилось число отделов: в 1955 году открылся прием детей на отдел педагогической практики, в 1963 году воссоздан теоретико-композиторский отдел, в 1979 году появились отделы эстрадных инструментов и народного пения, в 1985 году – эстрадного пения, в 1999 году начал работу филиал эстрадного отдела при Мюзик-холле, руководимый И.Г. Рахлиным.

Долгое время в училище (с 2003 года – Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского) существовали очная, вечерняя и заочная формы обучения, позволявшие повышать квалификацию работающим музыкантам. В послевоенные годы в училище стали поступать абитуриенты, как правило, уже имевшие начальное музыкальное образование, поэтому надобность в рабочем отделении отпала.

В 1961 году, по инициативе педагогов народного отдела, в Ленинградской консерватории открыли кафедру народных инструментов, причем первыми консерваторскими наставниками стали преподаватели училища В.Н. Ильина, А.С. Ильин, А.Б. Шалов, И.И. Шитенков, Б.Г. Беньяминов, Д.А. Матюшков, П.И. Говорушко, у них продолжали учиться выпускники училища. Впервые в стране в училище был открыт класс аккордеона, для чего в Ленинград специально приехал аргентинский аккордеонист И.И. Гаур.

За пятьдесят послевоенных лет отдел народных инструментов училища выпустил таких талантливых исполнителей и педагогов, как О.М. Шаров, Л.Н. Рубашнев, А.И. Кузнецов, А.И. Дмитриев, Т.Г. Кузнецова, А.Г. Николаев, Е.Ф. Ларионов, Н.А. Шубин, Я.Р. Ковалевская, В.В. Ямпольский. На этом отделе учился всемирно известный дирижер В.И. Федосеев.

В конце 50-х годов в училище появился оркестр баянистов. Его первым руководителем стал П.А. Данилов. В училище возродился симфонический, а затем образовались камерный и духовой оркестры.

В разное время симфонический оркестр возглавляли видные ленинградские дирижеры – А.С. Ильин, Г.А. Дониях, В.В. Калентьев, Ю.И. Симонов, В.А. Чернушенко, В.А. Тагиев, В.А. Барнабели. С начала 70-х годов оркестр долгие годы возлавлял Л.Я. Савич и качество исполнения коллектива заметно выросло.

Немалую лепту внес в воспитание молодых музыкантов камерный оркестр, более четверти века возглавляемый Л.А. Григорьевым.

Духовым оркестром в разное время руководили В.М. Барсегян, М.В. Шокин, В.И. Мальгин, В.Н. Бычков. Бывшие выпускники оркестрового отдела играют и преподают в лучших оркестрах и учебных заведениях всего мира.

В послевоенный период фортепианный отдел училища объединил специальный и концертмейстерский классы и класс камерного ансамбля.

Восстановленный отдел теории музыки, в отличие от довоенного, стал в основном выпускать музыковедов, всесторонне проявляющих себя как музыкантов-исследователей, педагогов-методистов, лекторов-популяризаторов музыки. На теоретическом отделе постоянно существовал факультатив по композиции, воспитавший немало будущих композиторов. Среди выпускников училища в 1960 - 2001 годах это В. Мигуля, В. Бояшов, А. Янчук, В. Трошнева, В. Михеенко, Е.Петухова, А. Ростовская, А. Новикова. Сейчас композиция – обязательная часть образования теоретиков. Ее дополняет компьютерная композиция, которая становится с каждым все более актуальной дисциплиной. Ежегодно студенты отдела выбирают композицию как свою дальнейшую основную профессиональную деятельность и продолжая обучение на Кафедре специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

О непрерывности славных традиций училища свидетельствует тот факт, что многие выпускники училища, после окончания консерватории, возвращаются в родные стены как преподаватели. На сегодняшний день больше шестидесяти преподавателей – бывшие «мусоряне».

В послевоенный период училище возглавляли: Спиридонова (1947 -1949), Н.Б. Болдырев (1949-1952), Н.Н. Сергеев (1952-1962), А.Ф. Турчанинов (1962-1968), Ю.М. Кискачи (1968-1972), А.А. Устинова (1972-1976), О.В. Осипов (1976-1985), С.Ф. Цуринова (1985-1986), В.П. Молчанов (1987-1990), А.И. Миронов (1990 – по настоящее время).

За 80 лет музыкальный колледж выпустил около двенадцати тысяч музыкантов разных специальностей, большинство из которых настоящие профессионалы – хранители и создатели отечественной музыкальной культуры.


Учиище в наши дни

Сегодня училище ведет обучение студентов по восьми специализациям: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра, пение народное и эстрадное, теория музыки, инструменты эстрадного оркестра. В училища функционируют шесть оркестров: камерный, духовой, народный, оркестр баянов, симфонический, биг-бэнд. Все коллективы имеют богатые концертные традиции. Концертная и исполнительская практика студентов всех специальностей активно протекает в течение всего учебного года.

Среди выпускников выдающиеся музыканты: Владимир Федосеев, Евгения Смольянинова, Марина Цхай, Игорь Бутман, Михаил Дзюдзе («Терем-квартет»), Игорь Шарапов («Брас-квинтет»), многие выпускники работают в оркестрах филармонии, Мариинского театра, других оркестрах Санкт-Петербурга, преподают в консерватории, колледже и музыкальных школах и школах искусств города и области.

Более 140 выпускников удостоены Государственных наград и почетных званий. Коллектив успешно продолжает и развивает лучшие традиции основателей училища. Среди сегодняшних преподавателей училища доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, Заслуженные работники культуры, Народные артисты, Заслуженные артисты, Заслуженные деятели искусств.

О высоком авторитете училища говорят цифры стабильного конкурса среди поступающих. Из окончивших выпускников ежегодно около 70% поступают в ВУЗы, в Петербургскую консерваторию — около 50%; только в 2011-2012 учебном году более 40 студентов стали лауреатами и дипломантами различных, в т.ч. и международных, конкурсов. Многие студенты начинают работать в оркестрах города, обучаясь на старших курсах. 

Литература:
1. Л.И. Бройтман, А.С. Дубин. Моховая улица. Исторический очерк. СПб, 2001.
2. А.Г. Петропавлов. Государственное музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. Краткий исторический очерк к 75-летию. СПб, 2001.