История

История нашего училища

История музыкального училища имени М.П. Мусоргского

Свою историю Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского ведет с 1926 года, когда, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР, в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум – одно из первых учебных заведений такого типа в нашем городе. Создание техникума связано с реорганизацией Ленинградской консерватории, из которой были исключены так называемые «средние классы», являющиеся необходимым промежуточным звеном между начальным и высшим звеньями музыкального образования. Символично, что за время существования училища два его основных здания располагались в районе Петербурга насыщенном музыкальной историей. Близлежащие дома по улицам Моховой, Пантелеймоновской, Гагаринской, Чайковского, набережной Фонтанки связаны с жизнью М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, В. В. Стасова, А. Н. Серова, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Л. В. Собинова и других выдающихся деятелей русской музыкальной культуры. На самой Моховой улице в конце XIX – нач. XX века функционировали Музыкально-драматические курсы А. К. Субботиной (1899–1910-е гг.), Санкт-Петербургское общество любителей музыки (1910-е гг.), Народная консерватория (1912–1913), Общество русских композиторов (1914–1915).

В 1926–1941 гг. Центральный музыкальный техникум размещался в роскошном особняке Строгановых на углу улиц Моховой и Чайковского, причем там же находилось и одно из общежитий для учащихся (другое было в Ольгино). Первоначально в техникуме существовали три отдела: теоретико-композиторский, исполнительский (в который входили фортепианный, вокальный и оркестровый – струнный и духовой), инструкторско-педагогическое (русских народных инструментов и дирижерско-хоровой). В 1929 г. было открыто рабочее отделение. На всех отделах преподавали крупнейшие российские музыканты, преимущественно преподаватели Ленинградской консерватории, составившие славу отечественного искусства. Достаточно назвать имена композиторов и музыковедов Б. В. Асафьева, В. В. Щербачева, П. Б. Рязанова, Ю. Н. Тюлина, Х. С. Кушнарёва, А. К. Буцкова, С. Л. Гинзбурга, Б. И.Загурского, Д. Д. Шостаковича, М. А. Юдина, А. Л. Островского, А. Н. Должанского, М. С. Друскина (тогда концертирующего пианиста, специализирующегося на музыке XX века), органиста И. А. Браудо, пианистов М. Н. Бариновой, А. А. Люблинского, П. А. Серебрякова, А. Д. Каменского, дирижеров А. В. Гаука, В. А. Дранишникова, И. А. Мусина.

С первых лет в техникуме установилась та неповторимая творческая и духовная атмосфера, о которой до конца жизни с восторгом вспоминали многие именитые выпускники. «Наш техникум был для меня не только учебным заведением, но и школой жизни. Здесь собрались люди, бесконечно преданные искусству, целеустремленные и активные, которые не представляли себе жизни без музыки», – писал на склоне лет В. П. Соловьев-Седой. Творческим духом, царившим в техникуме тех лет, дорожили настолько, что, когда в 1931 году композиторский отдел волевым решением был переведен в консерваторию, некоторые ученики-композиторы отказались перейти в прославленный вуз, опасаясь влияния его рутинных традиций. В их числе были, к примеру, Л. А. Ходжа-Эйнатов и И. И. Дзержинский.

В довоенное время на теоретико-композиторском отделе, кроме выше перечисленных педагогов, работали: Б. А. Арапов, И. М. Белоземцев, В. В. Волошинов, А. С. Животов, Р. И. Зарицкая, А. Н. Котляревский, Н. А. Крючков, Н. В. Мамуна, А. Л. Островский, Г. Н. Попов, В. В. Пушков, М. И. Чулаки, В. П. Шокин, З. В. Эвальд. Учились: В. В. Богданов-Березовский, Н. В. Богословский, С. Н. Богоявленский, П. А. Вульфиус (учился в классе контрабаса!), Н. К. Ган, Б. А. Галаев, А. И. Голланд, Б. Г. Гольц, В. М. Дешевов, А. Н. Должанский, О. А. Евлахов, В. В. Желобинский, А. П. Каменецкий, Н. Н. Леви, Н. Г. Минх, Н. И. Осетрова-Яковлева, А. И. Островский (автор многих известных советских песен), Н. Г. Привано, И. Я. Пустыльник, Н. П. Розова, В. П. Соловьев-Седой, Г. В. Свиридов, Т. Г. Тер-Мартиросян, В. К. Томилин, Г. К. Фарди, В. И. Флейшман, А. Г. Фридлендер (будущий дирижер), А. А. Холодилин. При этом некоторые особо талантливые учащиеся (такие, как С. Н. Богоявленский, А. Н. Должанский) совмещали учебу с преподаванием здесь же, на рабочем отделении. Ко многим композиторам широкая известность пришла уже в пору учебы в техникуме. Именно в его стенах родились фортепианные произведения «Весенняя сюита» (1931) и «Поэма о Днепре» (1932) И. И. Дзержинского, опера Л. А. Ходжа-Эйнатова «Шлюз» (1930), которая и была поставлена силами учащихся техникума под управлением И. А. Мусина, оперетта Н. В. Богословского «Ночь перед Рождеством» (1929), поставленная в ленинградском Центральном клубе печатников, сразу ставшие классикой «Романсы на слова А. С. Пушкина» Г. В. Свиридова (1935). Без преувеличения можно утверждать, что со дня основания техникума до начала Великой Отечественной войны теоретико-композиторский отдел «задавал тон» в обучении музыкантов.

Не отставал от него и фортепианный отдел, на котором, помимо упомянутых, работали такие выдающиеся музыканты-педагоги, как И. С. Миклашевская, И. А. Браудо, П. А. Серебряков, Л. В. Николаев, Н. И. Голубовская, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, А. Д. Логовинский, И. М. Белоземцев, И. М. Рензин, В. Л. Михелис, И. К. Рубаненко, К. Г. Шмидт, А. С. Бубельников, Э. Л. Левина, М. Б. Брохес, А. Б. Мерович, Э. А. Элинсон. Большинство из них параллельно преподавало в консерватории, что, естественно, повышало для учащихся общий уровень задач. Педагоги фортепианного отдела постоянно выступали с концертами, как с сольными, так и вместе с симфоническим оркестром техникума, и в деле воспитания пианистов эти концерты играли не менее важную роль, чем занятия в классе. С самого начала в техникуме был учрежден обязательный класс фортепианного ансамбля, который лишь через 30 с лишним лет получил «права гражданства» в консерватории. Долгое время (1931–1941) его вел Н. С. Эйгенсон. Событием в жизни техникума стал замечательный Баховский семинар, руководимый И. А. Браудо. Из фортепианных классов техникума вышли известные в нашей стране и за рубежом органисты М. Б. Шахин и Н. И. Оксентян.

Через четыре года после открытия в техникуме появилось «Детское отделение для способных детей» – прообраз современного отдела педагогической практики, которым руководил Л. А. Этигон. На этом отделе музыкально одаренные дети обучались игре на различных инструментах у учащихся техникума под постоянным наблюдением своих педагогов. Окончив курс, учащиеся приобретали не только исполнительские, но и педагогические навыки. Это гармоничное и равновеликое двуединство исполнительства и педагогики стало отличительной чертой в работе училища и в дальнейшем.

На оркестровых отделах техникума – струнном и духовом, – как и на теоретико-композиторском и фортепианном, преподавал весь цвет Ленинградской консерватории – Ю. И. Эйдлин, В. Э. Фехнер, В. О. Шер, А. Г. Сосин, А. Я. Штример, Б. А. Струве-Крюдинер, Г. С. Михалев, М. М. Беляков, А. Л. Рушанский, М. В. Кравченко, Б. В. Тризно, А. А. Паршин, В. И. Генслер, Л. А. Теслер, А. Г. Васильев, М. Н. Буяновский, Е. А. Рейхе. Стараниями этих великолепных музыкантов был создан симфонический оркестр, с которым работали И. А. Мусин, Е. А. Мравинский, И. Э. Шерман, недавний выпускник техникума Б. Я. Тилес. Ученический оркестр играл не только классику, но нередко впервые исполнял сочинения начинающих ленинградских композиторов – Л. А. Ходжа-Эйнатова, О. А. Евлахова, И. И. Дзержинского и многих других.

Наряду с оркестровыми классами в 1960 году был создан отдел дирижирования, где студенты разных специальностей получают базовые знания по вопросам практического дирижирования, а также инструментоведения, инструментовки и чтения оркестровых партитур. В разное время отдел возглавляли дирижеры П. А. Данилов, Л. Я. Савич, Л. А. Григорьев. В настоящее время им руководит композитор А. С. Янчук, а в классах дирижирования работают Л. М. Кабанова, Н. С. Никитина (наши бывшие выпускники), Я. В. Барташевич, Б. А. Орлов, Л. А. Дунаев. Студенты-духовики и народники имеют возможность применить свои знания и умения непосредственно в работе с оркестром. За годы существования отдела немало наших выпускников продолжили дирижерское образование в различных музыкальных вузах.

С самого основания в Центральном музыкальном техникуме звучали народные инструменты – балалайки, домры, мандолины, гитары, баяны. Кроме владения своим инструментом учащиеся должны были обладать также навыками хорового пения, дирижирования и организации музыкального досуга самых широких масс населения. Отделение, на котором учили всему этому, называлось инструкторско-педагогическим, и его задачей было воспитать универсальных музыкантов – руководителей художественной самодеятельности. Состав его учащихся был преимущественно пролетарским, к тому же при нем было организовано так называемое рабочее отделение, на которое принимались рабочие, не имевшие никакого музыкального образования, но проявившие музыкальные способности. Рабочее отделение выполняло функцию подготовительного, окончившие его зачислялись в техникум.

Несмотря на непривычный для академических музыкальных заведений контингент, на инструкторско-педагогическом отделении также преподавали ведущие педагоги техникума: А. А. Холодилин, А. Н. Должанский, Б. Я. Грач, И. В. Немцев, В. И. Домбровский, А. И. Иванов, П. И. Исаков, А. Н. Анисимов. Музыкальный авторитет отделения был очень высок. Его учащиеся часто выступали с концертами на ленинградских заводах и фабриках, разучивали в обеденные перерывы с рабочими массовые песни, принимали активное участие во всех городских празднествах. Дважды гостем техникума был великий гитарист А. Сеговия. Довоенные выпуски дали плеяду выдающихся исполнителей на русских народных инструментах и педагогов, среди которых П. И. Нечепоренко, М. Ф. Рожков, З. И. Ставицкий, А. С. Ильин, И. И. Махов. Учащиеся инструкторско-педагогического отдела играли в оркестре народных инструментов, которым руководил В. А. Подэльский. Хотя в оркестре еще отсутствовали баяны и духовые, его репертуар был серьезен и обширен и включал, среди прочего, симфонии Гайдна, Бетховена и Шуберта.

Вокальное отделение техникума было немногочисленным, но на нем работали замечательные педагоги: Т. А. Докукина, Г. Л. Немировская, В. Дидзурабов. Их ученики вскоре заняли видное место в музыкальной жизни Ленинграда – достаточно назвать В. В. Максимову, О. М. Нестерову, А. Мацкевич.

Помимо музыкальных, в техникуме велись и общеобразовательные предметы, дополнявшие развитие личности музыканта – литература, иностранные языки, военная подготовка, физкультура, которые вели Т. О. Динабургская, А. А. Никаноров-Бобров, Эйгин и другие.

В 1939 году в связи со столетием со дня рождения великого русского композитора М. П. Мусоргского техникуму было присвоено его имя. При этом были учтены и высокие результаты педагогической работы его коллектива.

В довоенные годы техникум возглавляли: С. Л. Гинзбург (1926–1928), В. Ф. Фехнер (1928–1929), Б. И. Загурский (1929–1931), Х. М. Либерман (1931–1933), Н. Ф. Шидловский (1933–1934), К. С. Андреев (1935–1937-?), В. А. Коллар (1941–1942).

Когда началась Великая Отечественная война, большинство педагогов и учащихся записалось в народное ополчение и ушло на фронт. Часть талантливых музыкантов погибла в боях на подступах к Ленинграду, часть умерла в первую блокадную зиму. Среди них – Э. В. Вениг, М. Г. Гергилевич, Б. Г. Гольц, С. Н. Дмитриев, С. Н. Курнаков, В. А. Толчаин, В. К. Томилин, В. И. Флейшман, Л. Н. Чекменов, Ю. Задвинский, Н. Королёв, И. Шульгин, Козейкин, Морозевич, Н. В. Мамуна, З. В. Эвальд. Оставшиеся в живых в блокадном Ленинграде ученики и выпускники училища внесли свой посильный вклад в Победу. Одни были участниками фронтовых бригад (Н. Г. Минх, Н. К. Ган, Л. А. Ходжа-Эйнатов, С. П. Салтыкова), другие стали медсёстрами-добровольцами в госпиталях (Н. А. Овчинникова, Н. Я. Осетрова-Яковлева, Н. П. Розова, В. В. Свенч, В. В. Максимова).

В феврале 1942 года здание училища было разрушено прямым попаданием бомбы, и работа в нём прекратилась, но оставшиеся педагоги и ученики объединились вместе со своими коллегами из консерватории и училища им. Н. А. Римского-Корсакова. Занятия проходили в помещении детской музыкальной школы Дзержинского района (ныне школа искусств имени С. В. Рахманинова на углу улиц Короленко и Некрасова). Несмотря на тяжелейшие условия, музыканты училища имени М. П. Мусоргского не только не прерывали учебный процесс, но и участвовали в концертах.

В 1947 году Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского возродилось. Первый послевоенный набор учащихся осуществлялся на отделы русских народных инструментов, фортепианный, вокальный и оркестровый. Условия для занятий разительно отличались от довоенных: у училища поначалу отсутствовало приспособленное помещение (имелась лишь большая шестикомнатная квартира в доме № 14 на 1-й Красноармейской улице), и только в 1951 году ему выделили один верхний этаж в жилом доме № 36 на Моховой улице, где оно находится и поныне. Этот дом, как и первое здание училища, имеет славную историю – с 1919 по 1924 год на его третьем этаже помещалась редакция основанного А. М. Горьким издательства «Всемирная литература», в работе которого принимали участие А. А. Блок, Ф. К. Сологуб, К. И. Чуковский и другие известные деятели русской культуры. Затем, до 1951 года, на этом этаже располагался Иностранный отдел Государственной Публичной библиотеки, который был перемещён на новое место силами учащихся училища, стремившихся скорее начать занятия в своём, более просторном помещении.

Постепенно училище расширяло свои площади, и к 1991 году в его распоряжении оказалась большая часть здания. Увеличилось и число отделов: в 1955 году открылся прием детей на отдел педагогической практики, в 1963 году воссоздан теоретико-композиторский отдел, в 1979 году появились отделы эстрадный (инструментальный) и народного пения, в 1985 году – эстрадного пения.

Долгое время в училище сосуществовали три формы обучения – очная, вечерняя и заочная, что позволяло повышать квалификацию работающим музыкантам. Педагогический состав обновился почти полностью, но преемственность традиций сохранилась, так как ряд преподавателей был довоенными выпускниками Центрального музыкального техникума – П. И. Нечепоренко, З. И. Ставицкий, А. С. Ильин, Е. Т. Смоленская и другие. В то же время сохранилась связь с консерваторией и часть её педагогов параллельно работала в училище – Н. Н. Позняковская, Я. А. Гельфанд, Д. А. Светозаров, Ф. В. Соколов, Н. А. Крючков, Ф. И. Фондаминская, М. М. Измайлов, А. Н. Шмидт, Ю. А. Большиянов, И. Б. Болдырев. Продуктивное сотрудничество консерватории и училища успешно продолжается и в настоящее время.

В послевоенные годы качественно изменился контингент учащихся: в училище стали поступать молодые люди, как правило, уже имевшие начальное музыкальное образование, вследствие чего надобность в рабочем отделении отпала. Значительно возросший уровень исполнительства на русских народных инструментах способствовал открытию в 1961 году – по инициативе педагогов народного отдела – в Ленинградской консерватории сначала классов, а затем и кафедры народных инструментов, причём первыми консерваторскими наставниками стали преподаватели училища В. Н. Ильина, А. С. Ильин, А. Б. Шалов, И. И. Шитенков, Б. Г. Беньяминов, Д. А. Матюшков, П. И. Говорушко. У них продолжали учиться выпускники училища, также становившиеся впоследствии консерваторскими преподавателями. В училище имени М. П. Мусоргского впервые в стране был открыт класс аккордеона, для чего в Ленинград специально приехал аргентинский аккордеонист И. И. Гаур.

В конце 1950-х годов в училище появился оркестр баянистов. Его первым руководителем стал П. А. Данилов, который заложил также основы оркестрового репертуара. До сих пор сделанные им обработки используются в повседневной работе с оркестром. На этом отделе учился, и всемирно известный дирижёр B. И. Федосеев, который первые шаги в своей будущей профессии сделал в училищном оркестре. За 50 послевоенных лет отдел народных инструментов училища выпустил талантливых исполнителей и будущих педагогов училища, таких как Л. Т. Самсонов-Роговицкий, Э. А. Шейнкман, Н. А. Шубин, А. И. Кузнецов, О. М. Шаров, А. И. Дмитриев, Е. М. Баланов, Т. Г. Кузнецова, А. С. Зыков, Л. Н. Рубашнев, В. А. Максимов, В. П. Молчанов, В. И. Кириллов, В. М. Иванов, В. А. Большуткин, А. А. Яковлев, Я. Р. Ковалевская, Е. Ф. Ларионов, В. В. Ямпольский, А. Г. Николаев, О. В. Белова, М. П. Фонина, Л. М. Кабанова. В настоящее время на отделе также работают: И. Н. Ершова, Д. Ч. Трофимов, М. Н. Радюкевич, К. В. Ильгин, Т. И. Пронина, И. Н. Снигирева, А. В. Абакшонок, А. П. Шипицын, А. С. Гирина, Т. Е. Костяная, А. М. Демидов, В. Н. Бойков, Б. И. Лазарев, Д И. Крутиков, Т. О. Лукьянова, А. М. Ежов, Н. Н. Шкребко, Е. В. Желинский.

Бурно развивались и оркестровые отделы училища. Благодаря деятельности замечательных педагогов Б. А. Сергеева, Т. Ф. Березниковой, И. П. Макарова, Б. Н. Бурлакова, Е. В. Щербакова, Л. М. Бутлера, М. В. Бровермана, И. Г. Кертлинга, Б. Э. Крюгера, А. А. Самойлова, А. В. Милкиса, А. А. Фишера, А. Д. Резниковского, М. Г. Симкина, А. И. Иващенко, Л. С. Фишкова, Л. С. Карповой, А. А. Дядиной, А. И. Миронова, Е. Н. Иващенко, В. А. Якубовской, О. И. Кириллова (струнные инструменты); С. В. Вишневского, И. А. Удальцова, Н. И. Мягченко, А. Н. Шмидта, Ю. А. Большиянова, М. М. Измайлова, А. Ф. Турчанинова, В. И. Соболева, Е. С. Матвеева, И. П. Пименовой, А. П. Тихонова, A. И. Мусарова, В. В. Галузина, А. В. Чепкова, В. Штырляева (духовые инструменты); в училище возродился симфонический, а затем образовались камерный и духовой оркестры.

Сегодня на этих отделах преподают Д. Б. Якубовский, Л. В. Кабашко, М. Б. Алексеев, Н. Е. Жемолдинова, И. А. Тищенко, Е. А. Юхнева, А. Н. Андреева, А. М. Лаухина, В. А. Долганов, И. Б. Чичина, Д. А. Ерофеева (струнные инструменты), В. С. Ульянов, М. В. Столярова, Н. Н. Данилина, Е. Ю. Мичурина, Л. В. Шелгунова, А. Г. Гребнев, А. А. Силютин, А. Ю. Сергеев, В. А. Аввакумов, Н. В. Мацуева, В. П. Жмурко, Я. В. Барташевич, К. Я. Лобиков, А. В. Беляев, И. Г. Шарапов, В. И. Горлицкий, А. В. Никифоров.

Симфонический оркестр в разное время возглавляли видные ленинградские дирижёры – А. В. Гаук, В. А. Дранишников, А. С. Ильин, Г. А. Дониях, В. В. Калентьев, Ю. И. Симонов, В. А. Чернушенко, B. А. Тагиев, В. А. Барнабели. Но каждый из них работал с оркестром лишь непродолжительное время и не смог оказать большого влияния на уровень его игры. Только с приходом в начале 1970-х годов. Л. Я. Савича, который бессменно стоял за дирижёрским пультом оркестра более 30 лет, качество исполнения коллектива стало заметно расти. Камерный оркестр, более четверти века возглавляемый Л. А. Григорьевым, выступал не только в учебных, но и в абонементных концертах Петербургской филармонии. В настоящее время оркестром руководит Л. А. Дунаев.

Духовой оркестр, которым в разное время руководили В. М. Барсегян, М. В. Шокин, В. И. Мальгин, В. Н. Бычков, также внёс свою лепту в дело воспитания молодых музыкантов. Бывшие выпускники оркестрового отдела играют и преподают в лучших оркестрах и учебных заведениях не только России, но и всего мира.

В послевоенный период пополнился новыми талантливыми преподавателями и фортепианный отдел училища, который объединяет специальный и концертмейстерский классы и класс камерного ансамбля. Среди тех, кто продолжил замечательные традиции Центрального музыкального техникума – Е. А. Лабренц, Ю. М. Кискачи, А. С. Розанов, Н. П. Ильин, Ф. Д. Брянская, В. Г. Станулис, Э. А. Вольпе, Л. А. Тайманова, Л. М Бершадская, И. Г. Аленицына, Т. Л. Осипова, Е. М. Шаркова, Е. Б. Антик, М. Г. Розенфельд, К. Н. Либеров, И. В. Шамаева, К. Д. Рожанская, Н. М. Мейнгардт, Г. В. Гауфлер, С. С. Казанская, Г. П. Хоменко, Н. А. Сидоровская, С. И. Герасимова, А. К. Нефедова, Л. Н. Тырин, Л. Г. Синяговская, Ю.Э. Серов, М. В. Бенедиктов, Н. Ю. Иванова, А. Б. Морозова, Т. Ю. Ерилова, В. Н. Ерилов, О. В. Морозова, Е. М. Баранова, И. В. Чирсков, Г. В. Комаровских, М. В. Смирнова, А. И. Матюшина, А. В. Калинкина, Е. В. Шуткевич, М. Д. Огороднов. Часть названных педагогов – выпускники училища.

Восстановленный в 1963 году теоретико-композиторский отдел, в отличие от довоенного, стал в основном выпускать музыковедов. На нём работали и работают такие высококлассные специалисты, как ученики Б. В. Асафьева Е. И. Германова и Н. Н. Сергеев; Н. А. Должанская, И. В. Кубовская, О. П. Машкова, Н. И. Петухова; Н. П. Ерохина, Л. З. Климовицкая, А. И. Климовицкий, Л. М. Масленкова, И. Шумейко, К. И. Южак; Р. Х. Бадыгова, Л. О. Коловская, В. А. Лапин, Р. Х. Лаул, М. А. Лобанов, Т. П. Лукьянова, И. В. Мациевский, А. Б. Никаноров, Н. П. Никитина, В. Л. Ноговицын, Ю. И. Рубаненко, Л. Б. Руссаковская, Е.А.Рушанский, В. Н. Соколов, К. Л. Хмара, Ю. А. Шлега, С. Ф. Цуринова. Рядом с ними трудились и трудятся бывшие воспитанники училища – Л. И. Барсанова, А. Л. Васильев, Е. А. Заворохина, В. В. Изгородина, Е. М. Карабанова, Б. А. Кац, В. В. Кирпичников, Ю. Б. Масальская, Т. П. Матвеева, М. Ю. Назаров, Н. Г. Петропавлова, А. Г. Петропавлов, О. А. Скавронская, Е. В. Степанова, A. И. Янкус, что свидетельствует о непрерываемости славных традиций училища. На отделе работают Е. Л. Бурилина, А. Ю. Гончарова, Н. В. Данилова, К. В. Дискин, А. Н. Лоскутов, М. Л. Монич, Л. В. Налчаджи.

Учитывая большое значение в становлении профессиональных музыкантов занятий композицией, на теоретическом отделении этот предмет является обязательным. Композицию в училище преподавали: В. Л. Наговицин, И. В. Мациевский, Е. А. Рушанский, В. Н. Соколов. В настоящее время композицию ведет ученик В. Н. Соколова А. Л. Васильев.

С 1979 года в училище существует отдел народного пения. Его основали замечательные знатоки фольклора Л. И. Шимков, А. А. Эпова и Т. Н. Хаминова. Они сумели передать своим ученикам любовь к русской народной песне, и не случайно, что на смену им пришли их же выпускники – В. В. Абросимова, Л. И. Бажина, Н. В. Силина, И. В. Коробушкина, Л. М. Пискун. В настоящее время на отделении народного пения преподают: Н. В. Силина (заведующая отделением), Б. В. Воронцов, И. В. Коробушкина, И. И. Пискун, Т. И. Кузьменко, Л. П. Махова, А. В. Соловьев, О. Н. Лебедева, Ю. Н. Костенков, С. И. Магдальчук, А. Н. Кузьминов, а так же молодые преподаватели - выпускники училища: Ж. В. Виноградова, В. А. Мельничук, Н. А. Круглякова. На протяжении многих лет они передают студентам мастерство и опыт.

Педагоги самых молодых отделов училища – эстрадных инструментов и эстрадного пения – также внесли уже немалый вклад в воспитание музыкальной культуры у исполнителей самых массовых и популярных жанров.

В послевоенный период училище возглавляли: Спиридонова (1947–1949), Н. Б. Болдырев (1949–1952), Н. Н. Сергеев (1952–1962), А. Ф. Турчанинов (1962–1968), Ю. М. Кискачи (1968–1972), А. А. Устинова (1972–1976), О. В. Осипов (1976–1985), выпускники училища С. Ф. Цуринова (1985–1986) и В. П. Молчанов (1987–1990), А. И. Миронов (1990–2016). Для сохранения замечательных традиций училище постоянно приглашает на работу своих бывших выпускников. На сегодняшний день свыше 60-ти преподавателей – бывшие «мусоряне».