Интервью с Александром Иващенко

Во время обучения в училище Александр Иващенко стал лауреатом конкурса молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон». Участвовал в джазовых фестивалях, концертах, а также был постоянным участников проектов «Поем с биг-бэндом» и «Let It Snow! Let It Jazz!», как с сольными номерами, так и в составе вокальной группы «Jazz Singers of Mussorgsky».

Получив диплом с отличием Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского, Александр Иващенко поступил в Амстердамскую консерваторию (Conservatorium Van Amsterdam). Сейчас он учится на бакалавра на отделении джазового вокала.

Консерватория входит в состав Amsterdamse Hogeschool voor de Kunsten (Амстердамская школа искусств), к которой также относятся: Академия театра и танца, Киноакадемия Нидерландов, Академия архитектуры и другие учебные заведения.

В Консерватории существуют департаменты классической музыки, популярной музыки и джаза. В 2018 году на базе Консерватории открыта Амстердамская академия электронной музыки. Обучение проходит на английском и голландском языках (в Консерватории есть возможность посещать курсы голландского языка).

Вопросы задают студенты отдела и заведующая отделом эстрадного пения, преподаватель Александра по специальности ˗ Ариадна Владимировна Карягина.

А. В. – Когда ты поступал в училище какие были у тебя ожидания?

А. И. – Согласен на 100% с изречением Сократа — «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю», потому что я осознал объем предстоящей работы только тогда, когда приступил к занятиям в училище. Училище – это база, без которой не может обойтись ни один человек, относящийся к своей профессии серьезно. Могу с уверенностью сказать, что без знаний, полученных в училище, у меня не было бы шансов поступить в Консерваторию.

А. В. – Когда ты, Саша, решил поступать в консерваторию?

А. И. – О поступлении в высшее учебное заведение начал задумываться уже в конце третьего курса училища, но непосредственно в Голландию решил поступать примерно в середине четвертого года обучения. До этого узнавал про различные учебные заведения, сравнивал все «за» и «против».

А. В. – Как ты готовился к поступлению?

А. И. – Готовиться было сложно, хотя большая часть навыков и знаний уже была приобретена во время учебы в училище. Отдельно готовился к тестированию по английскому языку и экзамену по джазовой теории и гармонии по материалам, которые предлагал сайт консерватории, все остальное – в стенах училища.

А. В. – Как проходили экзамены в консерваторию?

А. И. – Вступительные экзамены проходили в несколько этапов. На первом этапе нужно было прислать три песни в своем исполнении. Видеозапись исполнения в сопровождении джазового трио была отправлена в консерваторию для предварительного отбора.

После предварительного отбора проходит экзамен непосредственно в Консерватории. Очное поступление состояло из двух экзаменов: первый экзамен – тестирование по сольфеджио и теории, второй экзамен – исполнение трех из пяти заранее предложенных Консерваторией песен. Было волнительно, но при тщательной и правильной подготовке поступление проходит достаточно успешно.

А. В. – Саша, расскажи о своей учебе?

А. И. – Занимаюсь четыре или пять дней в неделю. Несколько недель в году вместо учебных занятий студенты консерватории посещают лекции, мастер-классы и концерты ведущих музыкантов мира.

У нас на отделении есть занятия по джазовому ансамблю, где вокалисты и инструменталисты исполняют джазовые стандарты вместе и учатся искусству коллективного музицирования.

У нас есть «гармония», «академический вокал» и «джазовая теория». Мне очень нравятся «история джаза», «сольфеджио» и «вокальная джазовая импровизация».

Нам также преподают «Американский английский язык», обучая правильному произношению. Это необходимо для исполнения песен на иностранном языке.

У нас даже есть курс под названием Body & Mind («Тело и разум»): краткий курс йоги, медитации или метода Фельденкрайза, по выбору студента.  

Первое время было тяжело адаптироваться: приходилось привыкать к новой культуре и языку, особенно к профессиональной лексике. К счастью, я привыкаю к новой атмосфере достаточно быстро. Учащиеся здесь очень приветливые и активные, что помогает избавляться от ощущения бесконечного конкурирования в музыкальной среде и способствует стремлению к совместному развитию и творчеству.