27 февраля 2018 года | Юрий Серов
КОНКУРС ИМ. А.И. КУЗНЕЦОВА. ИСАЙЯ ДОБРОВЕЙН
27 февраля 2018
В воскресенье 25 февраля в училище завершился Конкурс исполнителей на народных инструментах имени А. И. Кузнецова – событие примечательное и поучительное. Большое число участников (около 130), прекрасная организация, ясная структура, высокий уровень исполнения, душевная атмосфера и серьезные перспективы. Для нас самое важное, что у истоков конкурса стоят преподаватели нашего училища, и что основная идея его – популяризация училища Мусоргского, улучшение качества приема к нам на народные инструменты (вокруг конкурса проводятся круглые столы, мастер-классы, различные прослушивания). Как и в любом деле, энергия и созидательное начало дают зримые результаты: конкурс год от года становится все более и более значимым событием петербургской музыкальной жизни. Хочется от всей души поблагодарить оргкомитет за их преданность делу и ответственный профессионализм. Уверен, что конкурс и в последующие годы будет расширяться и приносить нам творческое удовлетворение и положительные эмоции.
27 февраля – день рождения замечательного русского пианиста, дирижера и композитора Исайи Александровича Добровейна. Он родился в 1891 году в Нижнем Новгороде и учился в Московской консерватории у Константина Игумнова по фортепиано и Сергея Танеева по композиции, затем занимался с Леопольдом Годовским в Вене. В 1923 году эмигрировал за границу сначала в Германию, потом в Норвегию, гражданином которой был до самой своей смерти в Осло в 1953-м.
В качестве дирижера Добровейн объездил весь мир. Он дирижировал в театрах и концертных залах Рима, Венеции, Будапешта, Стокгольма, Софии, Осло, Хельсинки, Нью-Йорка, Сан-Франциско и десятков других городов. Повсюду его знали и ценили, прежде всего, как горячего пропагандиста и превосходного интерпретатора русской музыки. Еще в Дрездене, в 1923 году, настоящий триумф принесла ему постановка «Бориса Годунова» – первая на немецкой сцене. Затем он повторил этот успех в Берлине, а много позже, после второй мировой войны, Тосканини пригласил Добровейна в «Ла Скала», где тот на протяжении трех сезонов (1949–1951) дирижировал «Борисом Годуновым», «Хованщиной», «Князем Игорем», «Китежем», «Жар-птицей», «Шехеразадой».
Последние полтора десятилетия Добровейн в основном жил в Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гетеборге. В эти годы им сделаны многие записи на пластинки произведений русской музыки (в том числе концертов Метнера с автором в качестве солиста), а также симфоний Брамса.
В Советском Союзе Добровейн был известен исключительно как пианист, причем, исполнитель одного произведения – сонаты №23, фа минор («Аппассионата») Людвига ван Бетховена. В этом качестве он вошел в школьные учебники, поскольку исполнил ее для Владимира Ильича Ленина в 1920 году в доме писателя Максима Горького. «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», – сказал тогда Ленин – готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди …». Много позже в воспоминаниях Добровейн признался, что играл тогда Ленину «Патетическую» Бетховена, а не «Аппассионату», но не решился сказать об этом вождю. Родился миф, и остановить его распространение было уже невозможно.
Впрочем, главные достижения в освящении темы «Ленин слушает «Аппассионату» пришлись на конец 50-х – начало 60-х годов, когда участников того знаменитого домашнего концерта уже не было в живых. В 1956 году появилось живописное полотно одного из наиболее признанных мастеров социалистического реализма художника Дмитрия Налбандяна «Ленин в гостях у Горького 20 октября 1920 года слушает «Аппассионату», а в 1963 году на экраны вышел художественный фильм «Аппассионата».
По сюжету фильма Ленин, недавно оправившийся после ранения, приехал навестить Горького. Горький, знавший о любви Ленина к музыке, попросил прийти этим вечером своего знакомого пианиста Исайю Добровейна. Маэстро исполняет Бетховена. Поблагодарив музыканта за прекрасный концерт, Ленин произносит свой знаменитый монолог о том, что ничего не знает лучше «Аппассионаты».
По иронии судьбы, Исайю Добровейна в фильме, продолжающем традиции советской киноленинианы, играет замечательный пианист Рудольф Керер, много натерпевшийся от советской власти.
Осенью 1941 года немецкая семья Кереров была выслана в Среднюю Азию, безвыездно жила в местечке Славянка в Казахстане, где Рудольф играл для детей на аккордеоне, преподавал математику в школе. Репрессии прервали блестяще складывавшуюся музыкальную карьеру Керера и учебу в консерватории Тбилиси, откуда он был родом. Возобновить занятия на рояле удалось лишь в 1952-м.
Лишенный возможности заниматься на фортепиано более 10-лет, Керер сумел восстановить пианистические кондиции и в 1961 году завоевал 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (куда был допущен в порядке исключения из-за возраста – 37 лет). Сразу же после победы на конкурсе Рудольф Керер стал солистом Московской филармонии и был приглашен на преподавательскую работу в Московскую консерваторию.
Мне довелось слышать Керера в нескольких концертах в 80-е годы – огромное впечатление производило его удивительное музыкантское благородство, интеллектуализм и обаяние приметной аристократической внешности.
В заключение хотел бы привести слова Ленина об «Аппассионате» полностью. Они очень показательны, но крайне редко звучат целиком. Цитирую по статье Горького «Горький о Ленине», появившейся на свет в 1924 году, сразу после смерти Владимира Ильича: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди. Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, – должность адски трудная»