Конкурс учреждён Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским музыкальным училище имени М.П. Мусоргского в 2022 году.
Он проводится ежегодно в апреле и имеет двухлетний цикл: первый год — оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты; второй год — фортепиано, сольное академическое пение.
С 10 января 2024 года начинается приём заявок для участия в Третьем международном молодёжном музыкальном конкурсе им. М.П. Мусоргского.
В конкурсе ТРИ ТУРА, первый из них дистанционный, а второй и третий пройдут в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского в апреле 2024 года.
НАГРАЖДЕНИЕ И ПРЕМИИ
Первая премия — 100 000 рублей и выступление в заключительном Гала-концерт в Шереметевском дворце.
Вторая премия — 50 000 рублей и выступление в заключительном Гала-концерт в Шереметевском дворце.
Третья премия — 25 000 рублей.
Гала-концерт состоится в Шереметевском дворце (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34).
Сроки проведения Конкурса:
I тур — дистанционный, отборочный (1 февраля – 1 марта 2024 года).
II тур — очный, 14 апреля 2024 года.
III тур, финал — очный, 15 апреля 2024 года.
Гала-концерт — 17 апреля 2024 года.
Об особенностях проведения Конкурса в 2024 году подробнее написано в прикреплённом Положении.
Все вопросы можно задать по электронной почте competition@musorgsky.spb.ru, написать или позвонить можно также в наших социальных сетях.
Программные требования
Духовые инструменты
I тур (отборочный, по видеозаписи, общей продолжительностью до 15 минут): два разнохарактерных произведения, свободный выбор программы.
II тур:
Два разнохарактерных произведения с обязательным включением оригинального (или хрестоматийного) переложения произведения русских композиторов последней трети XIX века – начала XX века (М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Аренского, С.И. Танеева, К.Ю. Давыдова, А.К. Глазунова, А.Г. Рубинштейна, А.Т. Гречанинова, С.В. Рахманинова и т. д.) — до 15 минут.
Отдельно будут поощряться переложения произведений М.П. Мусоргского, сделанные специально для конкурса.
III тур:
Два произведения: одно — из списка обязательных (см. ниже), второе – по выбору участника. Общая продолжительность звучания программы третьего тура — до 20 минут.
Список обязательных произведений третьего тура (одно из трёх на выбор)
Флейта:
1. С. Шаминад. Концертино
2. О. Тактакишвили. Соната для флейты и фортепиано (I, II части или II, III части)
3. И. Андерсен. Баллада и танец сильфов
Гобой:
1. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром
2. К. Сен-Санс. Соната для гобоя и фортепиано
3. Я. Каливода. Салонная пьеса
Кларнет:
1. С. Василенко. Концерт для кларнета с оркестром (b-moll)
2. К.М. фон Вебер. Концертино для кларнета с оркестром
3. А.Т. Гречанинов. Соната (II ч.) для кларнета и фортепиано
Фагот:
1. В.А. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром
2. К.М. фон Вебер. Концерт для фагота с оркестром
3. А. Вивальди. Концерт C-dur (RV 472) для фагота с оркестром
Труба:
1. Й. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром
2. А.Ф. Гедике. Концерт для трубы с оркестром
3. О. Бёме. Концерт для трубы с оркестром
Валторна:
1. К. Матис. Концерт для валторны с оркестром № 4
2. К. Сен-Санс. Концертная пьеса
3. Л. ван Бетховен. Соната для валторны и фортепиано
Тромбон:
1. Ф. Давид. Концертино для тромбона с оркестром
2. Г. Калинкович. Концертино для тромбона с фортепиано
3. Э. Бозза. Баллада
Туба:
1. А.К. Лебедев. Концерт № 1 для тубы с оркестром
2. К. Kопер. Tuba-Tabu
3. А. Капуцци. Анданте и Рондо
Скрипка, альт, виолончель
I тур:
1. Каприс
2. Полифоническое произведение (две разнохарактерные части сонаты или партиты)
II тур:
1. Произведение русского композитора (по возможности, М.П. Мусоргского или композитора, сходного по духу и близкого по времени к Мусоргскому)
2. Виртуозное произведение
III тур:
Крупная форма (до 25 минут звучания)
Контрабас
I тур:
1. Каприс
2. Две разнохарактерные части старинной сонаты
II тур:
1. Произведение русского композитора (по возможности, М.П. Мусоргского или композитора, сходного по духу и близкого по времени к Мусоргскому)
2. Виртуозное произведение
III тур:
Крупная форма (до 25 минут звучания)
Примерный список произведений для второго тура
в разделе «Виртуозное произведение»
Скрипка:
Г. Венявский:
Полонез D-dur
Полонез A-dur
Скерцо-тарантелла
Блестящая фантазия на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст» для скрипки и фортепиано
Вариации на оригинальную тему
П. де Сарасате:
Баскское каприччио
Концертная фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст»
Концертная фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен»
«Цыганские напевы»
Испанский танец № 6 — «Цапатеадо»
Н. Паганини:
«La campanella» — финал Второго скрипичного концерта
Вариации на одной струне на тему из оперы Дж. Россини «Моисей»
«Вечное движение» (Moto perpetuo)
А. Вьетан «Тарантелла» (из «Шести салонных пьес для скрипки и фортепиано»)
М. Равель «Цыганка»
Альт:
Ш. Берио «Балетная сцена»
А. Вьетан «Посвящение Паганини», каприс c-moll для альта соло
Дж. Энеску «Концертная пьеса»
К.М. фон Вебер Анданте и венгерское рондо c-moll
Р. Шуман Адажио и Аллегро
Д.Д. Шостакович «Народный праздник» (из музыки к кинофильму «Овод» в переложении для альта и фортепиано В. В. Борисовского)
С.С. Прокофьев:
«Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта»)
«Скерцино» (обработка К. В. Ознобищева)
С.М. Слонимский «Бурлеска» (из цикла «Две пьесы для альта и фортепиано»)
И. Альбенис:
«Asturias»
«Mallorca»
Виолончель:
К.Ю. Давыдов «У фонтана»
Ю.А. Шапорин «Скерцо»
М.Л. Ростропович «Юмореска»
Ю. Кленгель «Скерцо»
А. Пиатти «Тарантелла»
Д. Поппер:
«Танец эльфов»
«Венгерская рапсодия»
«Прялка»
«Концертный полонез»
«Мазурка»
«Тарантелла»
«Охота»
Контрабас:
В.А. Арутюнян «Экспромт»
А.П. Петров «Я шагаю по Бродвею»
Р.М. Глиэр «Тарантелла»
Дж. Боттезини:
«Тарантелла»
Вариации на тему дуэта из оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха»
Й. Рафф «Тарантелла»
С.А. Кусевицкий «Вальс-миниатюра»