Всем лучшим во мне я обязан книгам…
Всем лучшим во мне я обязан книгам…
Недавно, на аватарке одной из студенток нашего училища (участницы симфонического оркестра) я увидел цитату (на немецком языке) из книги всех времен и народов, из «Фауста» Гете. Подумалось: у России есть будущее, если молодежь читает такую литературу. Время от времени вижу в коридорах училища юношей и девушек с книгами в руках. Среди их авторов и Чехов, и Куприн, и другие горячо любимые мною писатели.
Хорошая литература заставляет нас мыслить, переживать и сопереживать, развивает наш внутренний мир. В XXI веке человеческий капитал становится главным богатством цивилизации. Все остальное — лишь следствие, итог неустанного созидательного труда. Все остальное сделают работающие без устали и перерывов на обед роботы под чутким руководством искусственного интеллекта. Литература, музыка, театр, музей — важнейшие этапы накопления знаний, эмоционального опыта, становления личности.
Книги нас формируют, и это не всегда книги из школьной программы. Помните, у Пушкина: «Читал охотно Апулея, // А Цицерона не читал». До сих пор не понимаю, как можно осилить «Войну и мир», не понимаю, для чего эту бесформенную глыбу, написанную человеком весьма специфических моральных качеств, все обязаны постичь, да еще и в школе.
У каждого должны быть СВОИ книги, те, что дороги ему одному — единственному и неповторимому. Для меня, в училищной моей юности, это были «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Игра в бисер» Гессе, «Тихий Дон» Шолохова, «Дон Кихот» Сервантеса, «Братья Карамазовы» Достоевского. И я благодарен тем временам, когда можно было читать, посвящать время себе, своим книгам, своему учению, своему развитию, своей музыке и своим мечтам.
Читайте и развивайтесь. В России такая возможность была не всегда. Приведу любопытную выдержку из письма Максима Горького французскому писателю Ромену Роллану (его монументальный роман «Жан-Кристоф», к слову, важное сочинение для музыкантов) с жалобой на Надежду Константиновну Крупскую, которая в послереволюционной России отвечала за образование (была заместителем наркома просвещения РСФСР): «Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Старуха считает такими книгами труды Платона, Декарта, Канта, Шопенгауэра, Спенсера, Маха, Евангелие, Талмуд, Коран, книги Ипполита Тэна, В. Джемса, Гефдинга, Карлейля, Метерлинка, Ницше, О. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же „контрреволюционных“ сочинений. Лично для меня, человека, который всем лучшим во мне обязан книгам и который любит их едва ли не больше, чем людей, для меня — это хуже всего, что я испытал в жизни».
Любопытно, что советская пропаганда оставила из этого страшного письменного свидетельства эпохи лишь фразу о том, что всем лучшим в себе Горький обязан книгам. Но это уже совсем другая тема.
В отличие от Горького, я все же предпочитаю людей. Но книги тоже люблю.




