Г.В. Свиридов в Первом музыкальном техникуме

03 февраля 2023 года | Вера Сергеева

Г.В. Свиридов в Первом музыкальном техникуме

Г.В. Свиридов (1915-1998) – выдающийся композитор XX века. Его творчество, глубоко русское по своей природе, питалось народно-песенными истоками, которые ему представлялись первоосновой нравственных, духовных ценностей, неиссякаемым источником красоты и гармонии. Музыкальный язык Георгия Васильевича – это сложный синтез городской и деревенской песенности, классической традиции и достижений современной музыки.

Георгий Свиридов с матерью Елизаветой Ивановной и братом Вячеславом. Нач. 1930-х гг.

Свой путь к профессии музыканта Г. В. Свиридов начал в Ленинграде в 1932 году, куда он приехал после окончания музыкальной школы в Курске. Георгий Васильевич поступил в Первый музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), находившийся на углу улиц Чайковского, дом 11 и Моховой, дом 2. Сначала он был зачислен в класс рояля к пианисту и органисту доценту И. А. Браудо, но уже весной 1933 года, когда собственные сочинения Свиридова были одобрены преподавателями, его приняли на композиторское отделение с годичным испытательным сроком.


Первый музыкальный техникум. Ленинград, ул. Чайковского, 11 / Моховая ул., 2. 1937 г.

Музыкальный техникум, основанный в 1926 году, разместился в бывшем особняке П. С. Строганова – действительного тайного советника, обер-шенка императорского двора, члена Государственного совета Российской империи. К началу 1930-х годов здание ещё сохраняло былое изысканное убранство. Так, в бывшей Жёлтой гостиной находился концертный зал.


Жюль Мейблюм. Жёлтая гостиная. Акварель. 1860-е гг. СПб, Эрмитаж


Концертный зал техникума в бывшей Жёлтой гостиной. Довоенная фотография

Первый музыкальный техникум был знаменит высоким уровнем преподавания. Многие педагоги совмещали работу в Консерватории и техникуме. Особенно выделялось композиторское отделение, подготовившее целое созвездие талантливых композиторов (В. П. Соловьев-Седой, Н. В. Богословский, Н. К. Ган, Л. А. Ходжа-Эйнатов, И. И. Дзержинский, Г. К. Фарди и другие). Впоследствии высокую оценку уровню преподавания в техникуме дал и сам Свиридов: «Это было превосходное учебное заведение с исключительно высоким уровнем педагогического состава. Преподавание было поставлено образцово, с учётом того, что внесла в музыку новая эпоха. Мелос, гармония, формы трактовались свежо и свободно, без академического педантизма. Однако крайние тенденции ни с «левой», ни с «правой» стороны, не поощрялись».

На композиторском отделении Г. В. Свиридов был определён в класс доцента М. А. Юдина, который преподавал одновременно в Ленинградской консерватории и других музыкальных учреждениях города. Как композитор он работал во многих жанрах: от оперы и симфонии до массовых песен. В своих воспоминаниях Свиридов писал, что обучался у «прекрасного педагога и мягкого, сердечного человека. Я многое почерпнул из уроков Михаила Алексеевича. Он хорошо чувствовал стихию вокальной музыки и давал свободно развиваться индивидуальности ученика».

В классе М. А. Юдина Свиридов пробыл около трёх лет. С самого начала обучения Георгий Васильевич проявил удивительную работоспособность и стремление к знаниям. Он был признан лучшим студентом отдела за второй семестр 1934 года. Среди первых произведений композитора выделяются: Прелюдии для фортепиано, впоследствии переименованные в Семь маленьких пьес для фортепиано (1934 - январь 1935) и финал Концерта для фортепиано с оркестром, с которым Свиридов оканчивал техникум (1936). Из вокальных сочинений следует отметить два романса на слова Б. Л. Пастернака: «Весна» и «Коробка с красным померанцем» (1935) и первый вокальный цикл Шесть романсов на слова А. С. Пушкина (1935)(«Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры»), принесший ему раннюю славу. Романсы на стихи А. С. Пушкина – начало пути к зрелому стилю композитора. Их новизна заключалась в обретении интонационной самостоятельности, основанной на органичном соединении русской песни и романсовой кантилены. Уже на склоне лет Свиридов признавал пушкинский цикл одним из лучших своих сочинений.

На выпускной фотографии теоретико-композиторского отделения 1936 года мы видим преподавателей Г. В. Свиридова: доцента М. А. Юдина (курс композиции), профессора П. Б. Рязанова (курс композиции), заведующего учебной частью техникума А. Л. Островского (курс музыкальной грамоты и сольфеджио), заведующего отделением С. Н. Богоявленского (курс специальной гармонии, музыкальной литературы, истории музыкальной культуры). На одном курсе с Георгием Васильевичем учились известные в будущем композиторы: В. И. Флейшман, В. А. Тигранян, Г. В. Краснов-Лапин, М. А. Матвеев и М. Б. Левиев.


Педагоги и студенты теоретико-композиторского отделения Центрального музыкального техникума. 1 июня 1936 г. 

Педагоги: сидят во втором ряду справа налево: П. Б. Рязанов, М. А. Юдин, С. Н. Богоявленский. В верхнем ряду третий слева А. Л. Островский. Студенты: в верхнем ряду в центре – Г. В. Свиридов, стоят в верхнем ряду справа налево: М. Б. Левиев, третий справа В. А. Тигранян, М. А. Матвеев, четвёртый слева А. А. Холодилин. Сидит во втором ряду третий слева Г. В. Краснов-Лапин. Сидит в первом ряду четвёртый слева В. И. Флейшман.

Учащиеся техникума тех лет могли свободно посещать занятия всех преподавателей и общаться с ними. Существенную роль в формировании Свиридова как композитора сыграл профессор П. Б. Рязанов – один из крупнейших педагогов Ленинграда, композитор, фольклорист. Свиридов часто консультировался у него, а в Консерватории был зачислен в его класс по собственному желанию.

Жизнь студента Свиридова была трудной. Он жил в общежитии на четвёртом этаже техникума в комнате на 15-20 человек. Стипендия в 30 рублей была недостаточной, часто композитор ложился спать без ужина. Приходилось подрабатывать в ресторанах.


Г.В. Свиридов. 1937 г.

Но бытовые неурядицы не могли помешать главному – увлечению учёбой, стремлению обрести свою дорогу в музыке, найти «современную русскую интонацию, дышащую неподдельной правдой». В дальнейшем, Георгию Васильевичу Свиридову в своем творчестве в полной мере удалось выразить самую суть русской души и внести в наш мир возвышенную и прекрасную ноту.

Автор статьи выражает благодарность директору Свиридовского института профессору А. С. Белоненко и автору монографии «Георгий Свиридов: ленинградские страницы жизни и творчества» доценту М. Э. Емельяновой за помощь в работе, а также профессору Казанской консерватории  О. Б. Майоровой – внучке М. А. Юдина за предоставленную фотографию.

Читать предыдущую публикацию Читать следующую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Битва ансамблей Общедоступный концерт