В. П. Соловьёв-Седой в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (1929-1931)

23 сентября 2024 года

В. П. Соловьёв-Седой в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (1929-1931)

Выдающийся композитор В. П. Соловьёв-Седой отразил в своем творчестве историю нашей страны, а его песни: «Подмосковные вечера», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Если бы парни всей Земли» — стали музыкальными символами эпохи.

Свой путь к профессии композитора Василий Павлович начал довольно поздно. В 1929 году, когда он пришёл поступать в недавно открывшийся Ленинградский центральный музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского), ему уже исполнилось 22 года. В.П. Соловьёв был в то время известным в городе импровизатором: играл в кинотеатрах, в клубах на уроках бальных танцев и занятиях гимнастических кружков, сопровождал уроки утренней гимнастики на Ленинградском радио. Работал он и в Институте сценических искусств, где был заведующим музыкальной частью.

В ту пору Василий Павлович снимал половину проходной комнаты на улице Жуковского, дом 20, квартира 7.


В. П. Соловьёв-Седой с другом детства, актёром А. Ф. Борисовым. 1924 г.

Между тем молодой музыкант всё больше ощущал недостаток образования, всё чаще задумывался о своём будущем. Он решил поступать в Центральный музыкальный техникум. Однако у него не было записанных собственных сочинений. На отборочном испытании Василий Павлович честно признался, что пришёл с пустыми руками, что он — импровизатор. Председатель экзаменационной комиссии (выдающийся педагог П. Б. Рязанов) дал задание — сымпровизировать пейзаж, ноктюрн и марш. С этой задачей будущий композитор легко справился. После этого П. Б. Рязанов спросил, изучал ли он теорию музыки. Ответ был отрицательным.

В.П. Соловьёв решил, что провалил экзамен. Однако на следующий день утром, в техникуме, он нашёл свою фамилию в списке поступивших. Вместе с ним на теоретико-композиторское отделение были зачислены: С.Н. Богоявленский, Н.В. Богословский, Н.К. Ган, И.Я. Пустыльник, Л.А. Ходжа-Эйнатов и другие.

Ленинградский центральный музыкальный техникум был известен высоким уровнем обучения и царившей в его стенах атмосфере энтузиазма и творческих поисков. В разное время в нём преподавали крупнейшие композиторы-исследователи: Б.В. Асафьев, В.В. Щербачёв, Х.С. Кушнарёв, М.А. Юдин, Б.П. Арапов, Г.Н. Попов, В.В. Волошинов, М.И. Чулаки, В.В. Пушков, А.С. Животов.

П.Б. Рязанова, в класс к которому поступил В.П. Соловьёв-Седой, можно по праву назвать одним из самых незаурядных преподавателей техникума. Особое внимание Петр Борисович уделял мелодике, её народно-песенному и народно-танцевальному началам. Им был разработан специальный курс мелодики, имевший большое значение для начинающих композиторов. Нестандартным был его подход и к вопросам изучения музыкальных форм. В.П. Соловьёв-Седой писал: «Он учил нас форме на произведениях художественной литературы. Это был неожиданный, новаторский приём. Так, например, читая нам рассказ Чехова «Ванька», Рязанов особо отмечал, что изложение, насыщенное юмористическими деталями, по существу завершается трагической концовкой, так как письмо мальчика «на деревню к дедушке» до адресата не дойдёт. Он предлагал нам придумать, как такое построение рассказа можно было бы отразить в музыке. Другой рассказ Чехова — «Полинька» — служил примером полифонической формы, основанной на контрапункте внешнего и внутреннего действия. Разбирали мы на занятиях строение романа Толстого «Анна Каренина», также применительно к музыкальной интерпретации».

П.Б. Рязанов чутко подмечал и развивал индивидуальные склонности студентов. Его ученики, а это Н.В. Богословский, И.И. Дзержинский, Н.Н. Леви, О.С. Чишко, Г.К. Фарди, Л.А. Ходжа-Эйнатов, в композиторском творчестве  сохранили своеобразие своего таланта. В.П. Соловьёв-Седой вспоминал: «Во мне он чувствовал мелодическое дарование, заметил тяготение к подголосочному обогащению мелодии…». Василий Павлович увлекался в то время «жёстким» ритмом, приобретённым за годы работы в спортивных и танцевальных студиях. По заданию преподавателя будущий композитор «…писал много упражнений, добиваясь ритмической свободы, так, чтобы мелодия текла естественно». Шла работа и над обогащением музыкальной гармонической палитры.

П.Б. Рязанов всегда дружески поддерживал своего воспитанника в минуты сомнений, неверия в собственные силы. По совету учителя Василий Павлович присоединил к своей фамилии детское прозвище — Седой, которое ему дали за светлые волосы.



В.П. Соловьёв-Седой.1928-1929 гг.

В период учёбы в Центральном музыкальном техникуме В. П. Соловьёв-Седой сочинил женский вокальный квартет на слова А.Л. Барто «Ну-ка, кто конец  найдет», песню "Станок" на стихи А.И. Безыменского, цикл детских песен: «Колыбельная», «Пастушонок», «Китайская песенка», «Антиалкогольная». В 1930 году были созданы «Шесть вариаций» для фортепиано.  В 1931 году Василий Павлович написал песни к спектаклям Ленинградского кукольного театра: «Весна на носу», «И за рубежом не пропадём», «Мулла и его дела», «Не словом, а делом», « Петрушкин аттракцион»; песни «Большевистская весна», «Даём заём», а также музыку к спектаклям Ленинградского антирелигиозного театра. Появилось первое относительно крупное сочинение для голоса с оркестром  «Песни восставшей Венгрии» — вокальный цикл на стихи Антала Гидаша и свои собственные.

С первого курса сочинения студентов-композиторов исполнялись (силами учащихся техникума) в открытых концертах. Организовывались выступления на радио, в клубах, в заводских цехах. Общение с аудиторией приносило большую пользу молодым музыкантам, позволяло проверить результаты творчества и вдохновляло на  дальнейшую работу.

В 1931 году Б.П. Рязанова пригласили преподавать в консерваторию, и весь его класс перевели из техникума в это учреждение на пер­вый курс. Студенты не хотели покидать своё учебное заведение, считая вуз ретроградной организацией. Но композиторское отделение техникума закрыли, и В.П. Соловьёву-Седому поневоле пришлось стать студентом консерватории.


В.П. Соловьёв-Седой

Василий Павлович на протяжении жизни с большим теплом и благодарностью вспоминал о годах, проведённых в Центральном музыкальном техникуме. Он подчёркивал: «Наш техникум был для меня не только учебным заведением, но и школой жизни. Здесь собрались люди, бесконечно преданные искусству, целеустремлённые и активные, которые не представляли себе жизни без музыки». В.П. Соловьёв-Седой провел в Центральном техникуме два года — с 1929 по 1931 год. Это было время поиска своего пути в музыке,  выработки индивидуального музыкального языка и профессионального отношения к труду композитора. Эти два года явились началом неповторимого творческого пути В.П. Соловьёва-Седого к сердцам людей через его незабываемые песни.

Читать предыдущую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3