06 декабря 2021 года | Вера Сергеева
Здесь жил М. П. Мусоргский
Два адреса, связанные с именем Модеста Петровича Мусоргского, находятся недалеко от нашего музыкального училища.
Первый из них – это Михайловский (Инженерный) замок, в котором композитор жил в течение трех лет. В то время в замке размещались Николаевское инженерное училище и Николаевская инженерная академия. На первом этаже находились квартиры служащих. Одну из них в правой части южного корпуса занимал Александр Петрович Опочинин – начальник Архива главного инженерного управления. Вместе с ним проживала его родная сестра Надежда Петровна.
Инженерный замок. Издание фототипии П.И.Бабкина. 1895 г.
Опочинины были в родстве с Мусоргскими, их имения в Ярославской губернии находились по соседству. Мать будущего композитора, Юлия Ивановна, дружила с Надеждой Петровной. Опочинины взяли на себя заботу о братьях Модесте и Филарете, когда они переехали в Петербург и поступили в немецкое училище Петришуле в 1849 году. Связь М. П. Мусоргского с этой семьей не прерывалась и в дальнейшем. А. П. Опочинин помог Модесту Петровичу устроиться на службу в департамент Главного инженерного управления, на которой он состоял с 1863 по 1867 год.
С августа 1868 года по 27 мая 1871 года Мусоргский жил у Опочининых в Инженерном замке, окруженный заботой и вниманием. Это было счастливое время творческого подъема, время создания оперы «Борис Годунов». Модест Петрович никуда не ходил, почти ни с кем, кроме товарищей, не встречался. В. В. Стасов жаловался Н. А. Римскому-Корсакову: «Мусорянина, разумеется, никакими пряниками не вытянешь из берлоги». Опера была начата в октябре 1868 года. Несмотря на службу в Лесном департаменте (с декабря 1868 года), отнимавшую время у творчества, работа продвигалась необычайно быстро: в середине июля 1869 года был написан клавир оперы, а к весне 1870 года была завершена оркестровка «Бориса Годунова». Удивительное совпадение – опера Мусоргского о взаимоотношениях народа и царя, о связи власти и преступления создавалась в Инженерном замке, хранящем мрачные воспоминания об убийстве в его стенах императора Павла I.
М. П. Мусоргский. 1873 г.
Модест Петрович показывал новую оперу своим друзьям. Исполнялась она и в Инженерном замке, где проходили художественные вечера – «опочининские субботы». Опочинины были большими любителями музыки. Хозяин квартиры Александр Петрович имел неплохой голос, его брат Владимир Петрович, контр-адмирал, обладал великолепным басом, учился пению у А. С. Даргомыжского. Субботние вечера у Опочининых привлекали музыкальный и литературный цвет Петербурга. Среди гостей были художники П. Т. Борисполец и М. О. Микешин. В кружке часто впервые исполнялись новые произведения молодых композиторов. Вдохновителем музыкальной части вечеров был Мусоргский.
Между Модестом Петровичем и Надеждой Петровной Опочининой установились сердечные доверительные отношения. По словам В. В. Стасова, она «имела на него особенно благодетельное влияние и при всей дружбе не щадила его недостатков». Считается, что незаурядная личность Надежды Петровны послужила прообразом Марфы в "Хованщине". Композитор ей посвятил фортепианную пьесу «Impromptu passionne» («Страстный экспромт») (1859), переложение для фортепиано бетховенских струнных квартетов и шесть романсов: «Но если бы с тобою я встретиться могла» (слова В. Курочкина, 1863), «Ночь» (слова А. С. Пушкина, две редакции 1864, 1871), «Желание» (слова Г. Гейне, 1866), «Классик» (слова М. П. Мусоргского, 1867), «Стрекотунья белобока» (слова А. С. Пушкина, 1867, посвящено также Александру Опочинину), «Надгробное письмо», слова М. П. Мусоргского (1874). Последний романс, полный трагической скорби, написан на кончину Надежды Петровны.
М. П. Мусоргский. 1873 г.
В феврале 1871 года состоялось заседание оперного комитета в дирекции императорских театров, на котором решалась судьба оперы «Борис Годунов». Комитет не одобрил ее к постановке. Основной причиной отклонения называлось отсутствие в ней «женского элемента», любовной линии. К удивлению друзей, отказ оперного комитета не обескуражил Модеста Петровича. Композитор, бывший еще во власти образов своего сочинения, тотчас занялся переработкой существующего музыкального материала и сочинением нового.
Работа над «Борисом Годуновым» продолжилась на улице Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), дом 11 (дом Зарембы).
Улица Пестеля, дом 11
В этом доме находились меблированные комнаты Елизаветы Андреевны Шоберт – родной тетки П. И. Чайковского. Сам Петр Ильич жил здесь с октября по ноябрь 1865 года. В это время он сочинял кантату на оду Шиллера «К радости» к выпускному экзамену в Консерватории. Для работы требовалась тишина, которую он не мог найти в меблированных комнатах. Вскоре Петр Ильич перебрался в квартиру своего друга поэта А. Н. Апухтина.
Модест Петрович переехал в дом 11 на улице Пестеля в августе 1871 года. Сначала он занял квартиру номер 4, но уже в сентябре последовал переезд в квартиру номер 9, где Мусоргский поселился с Н. А. Римским-Корсаковым. Место жительства было выбрано неслучайно, рядом жили друзья: В. В. Стасов (Моховая улица, дом 26), Ц. А. Кюи (Шпалерная улица, дом 6), Л. И. Шестакова – сестра М. И. Глинки (Гагаринская улица, дом 30), Н. А. Пургольд, на которой Н.А. Римский-Корсаков вскоре женился (Моховая улица, дом 30).
Н. А. Римский-Корсаков. 1876 г.
В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич написал: «Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов». По утрам роялем пользовался Мусоргский, а Римский-Корсаков переписывал или оркестровал уже сочиненную музыку. Когда Модест Петрович уходил на службу, место за роялем занимал Николай Андреевич. Мусоргский работал над второй редакцией «Бориса Годунова», а Римский-Корсаков – над оперой «Псковитянка». В. В. Стасов вспоминал: «Никогда не забуду того времени, когда они, еще юноши, жили вместе в одной комнате, и я, бывало, приходил к ним рано утром, заставал их спящими, будил их, поднимал с постели, подавал им умываться, подавал им чулки, панталоны, халаты или пиджаки, туфли, как мы пили вместе чай, закусывая бутербродами со швейцарским сыром, который они так любили... И тотчас после этого чая мы принимались за наше главное и любезное дело – музыку...».
Мемориальная доска на доме 11 по улице Пестеля
В июне 1872 года состоялась свадьба Н. А. Римского-Корсакова и Н. Н. Пургольд. По возвращению из свадебного путешествия они поселились на Шпалерной улице. В августе 1872 года переселился на Шпалерную улицу (дом 6, квартира 15) и М. П. Мусоргский.
Однако Модест Петрович продолжал бывать в доме 11 по улице Пестеля, так как тут жил молодой поэт А. А. Голенищев-Кутузов. Композитор создал два вокальных цикла на его стихи: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Накануне долгожданной премьеры оперы «Борис Годунов», состоявшейся 26 января 1874 года, Мусоргский пришел ночевать к другу, но провел всю ночь без сна, шагая взад и вперед по комнате. Тогда он не мог знать, что его тревоги и сомнения напрасны, что его творение – опера «Борис Годунов» будет со временем признана одним из самых значительных музыкальных произведений русского искусства.