29 апреля 2020 года | Вера Сергеева
Знаменитые жители дома 26 по Моховой улице
История дома 26 по Моховой улице связана со многими выдающимися деятелями культуры.
В 1840-х годах весь первый этаж здания занимала семья крупного землевладельца Павла Васильевича Энгельгардта. Его крепостной - Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861), будущий поэт, прозаик и художник, прислуживал барину сначала в роли поварёнка, а затем комнатного «казачка». П. В. Энгельгардт, видя способности Т. Г. Шевченко к рисованию, намеревался сделать из него домашнего живописца. В 1833 году он посылает его в обучение к мастеру живописно-малярного цеха В. Г. Ширяеву. Вскоре Т. Г. Шевченко знакомится с художниками К. П. Брюлловым, А. Г. Венециановым и поэтом В. А. Жуковским. Оценив художественный талант Шевченко, они приняли решение освободить его от крепостной зависимости. К. П. Брюллов и А. Г. Венецианов приходили к П. В. Энгельгардту договариваться о выкупе Шевченко. Цена за крепостного художника была невероятно высокой - две тысячи пятьсот рублей. Ее удалось собрать благодаря портрету В. А. Жуковского, написанному специально для этого случая К. П. Брюлловым и выкупленного императорской фамилией. В 1838 году Т. Г. Шевченко получил вольную.
Т. Г. Шевченко Автопортрет 1840 г.
П. В. Энгельгардт вошел в историю не только как крепостник. В том же доме часто принимали выдающегося композитора Михаила Ивановича Глинку (1804-1857), соседа по Смоленской губернии. Павлу Васильевичу Глинка посвятил пьесу для хора. Для хозяйки дома Софьи Григорьевны в 1840 году Михаил Иванович сочинил романс «Как сладко с тобою мне быть» (слова П. П. Рындина). Глинка часто играл ей отрывки из новой оперы «Руслан и Людмила», в особенности сцену Людмилы в замке Черномора. Сын Павла Васильевича - Василий Павлович Энгельгардт был близким другом М. И. Глинки. Он собирал автографы композитора и передал их в дальнейшем в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга.
М. И. Глинка, возвратившись из Варшавы, прожил в доме 26 три осенних месяца 1851 года. Здесь его часто навещал Василий Павлович Энгельгардт, познакомивший композитора с младшим братом Владимира Васильевича Стасова Дмитрием Васильевичем. Энгельгардт делал фортепианные переложения симфонических произведений Глинки и других композиторов и скоро друзья завели традицию музицирования в четыре руки. 1 декабря 1851 года М. И. Глинка переехал в дом на углу Невского и Владимирского проспекта.
М. И. Глинка 1852 г.
С 1854 по 1873 год в главном корпусе дома снимал квартиру коллежский асессор Владимир Васильевич Стасов (1824-1906). Квартира состояла из 14 комнат и располагалась на третьем этаже. Будущий выдающийся деятель культуры недавно вернулся из-за границы, где он находился в качестве личного секретаря известного заводчика и богача А. Н. Демидова. В Петербурге Владимир Васильевич возобновил общение с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским и другими представителями творческой интеллигенции, продолжил деятельность музыкального и художественного критика. В этот период Стасов много времени отдавал изучению русской церковной музыки. В 1856 году Владимир Васильевич был зачислен на службу в Императорскую Публичную библиотеку. Здесь он систематически повышался в чинах: с 1857 года он уже коллежский советник, с 1859 года - статский советник, с 1863 года - действительный статский советник, с 1884 года - тайный советник. В библиотеке Стасов постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов. Благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает самыми полными архивами композиторов петербургской школы. В Публичной библиотеке В. В. Стасов трудился более 50 лет, заведуя Художественным отделом.
Н. Макухина В. В. Стасов 1852 г.
Владимир Васильевич Стасов, сын выдающегося архитектора В. П. Стасова, получил хорошее образование. Он обладал необыкновенной памятью, любознательностью и трудолюбием. В. В. Стасов был эрудитом, знал шесть иностранных языков, владел пером, обладал широкими познаниями в области искусства. Живой, заразительно веселый, увлекательный рассказчик, Стасов был душой компании. В доме 26 он жил со своими братьями и сестрой (семья была очень дружной). Квартира Стасовых быстро стала центром притяжения интеллигенции тех лет. Гостями были: композиторы, певцы, писатели, художники, архитекторы, ученые. Велись споры о реформах, проводимых в России, об эмансипации женщин. Горячо обсуждалась судьба русского искусства, читались стихи, исполнялись отрывки из опер, классические и только что созданные. В семье Стасовых поддерживались демократические идеи Герцена, Чернышевского, Белинского, а в искусстве приветствовался реализм. В.В. Стасов был наставником, другом и пропагандистом творчества композиторов новой русской школы, стремившихся воплотить русскую национальную идею в музыке. В его статье в «Петербургских ведомостях» за 13 мая 1867 года, посвященной «Славянскому концерту», данному 12 мая 1867 в зале Городской думы под управлением Балакирева, эта группа (М. А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи) им названа «могучей кучкой русских музыкантов». С этим названием, «Могучая кучка», это объединение композиторов вошло в историю.
Сохранились сведения о музыкальном вечере в январе 1866 года в честь дня рождения Владимира Васильевича Стасова. На него, после долгого уединения, решилась прийти Людмила Ивановна Шестакова, сестра М. И. Глинки. Здесь она увиделась со старыми знакомыми - А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и познакомилась с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским и Н. А. Римским-Корсаковым. Вскоре квартира Л. И. Шестаковой, находившаяся недалеко от дома Стасова (Гагаринская улица, дом 30), стала также местом встречи композиторов.
С 1945 по 1951 год в доме 26 по Моховой улице проживал выдающийся балалаечник-виртуоз Б. С. Трояновский (1883-1951). С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра В. В. Андреева. Покинув оркестр, Трояновский сосредоточился на концертной деятельности. В 1915 году ему было присвоено звание «солиста Его Императорского Величества». Б. С. Трояновскому принадлежит заслуга создания Первого Московского русского народного ансамбля (впоследствии Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова).
Б. С. Трояновский
Дом любим музыкантами и сегодня. В лицевом корпусе живет основатель и лидер рок-группы ДДТ Юрий Шевчук.