03 ноября 2019 года
«DON’T STARE SO ROMANTICALLY»
(«Не пялься так романтично»)
Именно эта надпись встречает зрителей на спектакле Кристофера Рюпинга «Барабаны в ночи» – первой пьесы Бертольта Брехта, поставленной на театральной сцене.
Спектакль Мюнхенского Каммершпиле в программе Театральной олимпиады 1 и 2 ноября имеет две разных версии финалов: личное счастье или революция. Студенты Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского увидели вариант К. Рюпинга, когда герой, оказавшись перед выбором, – продолжать борьбу или отправиться домой – выбирает яростный протест.
С первых минут действия бросаются в глаза яркие детали: необычные декорации (высотные дома, как на детских рисунках, плотно обступающие дом фабриканта); механические жесты и пульсирующие слова актеров; необычайная скупость отца семейства, готового жертвовать собственным здоровьем; вызывающая любовная сцена; бесполость персонажей, которые словно восстали из ада; экспрессионистские танцы героев; ощущение чего-то нового и при этом навсегда утраченного.
По сюжету главный герой – Андреас Краглер еще не вернулся из Африки, но находится на сцене с самого начала, и все, что делает или говорит Анна – главная героиня, она делает с учетом его присутствия в доме. Краглер, герой Первой мировой, пришел за своей невестой на ее помолвку с другим. Берлин 1919 торопливо глотает свои алые коктейли. Человека перемалывают в военной мясорубке, его кровь льется на улицах города.
Спектакль, увиденный нами в этот ноябрьский вечер, становится механической пляской смерти, наполненной невообразимой энергией и страстью. В конце темп спектакля невероятно ускоряется, незащищенный Андреас Краглер оказывается один на один с залом, его текст звучит взволновано и честно.
Международная театральная олимпиада 2019 года – одно из знаковых событий Года театра в России. Александринский театр стал ее основной площадкой. Всего будет показано 50 театральных постановок из 21 страны мира. Билеты на спектакли распроданы: в зале ни одного пустующего кресла. В этом году Театральной олимпиаде 25 лет, и она проходит одновременно в двух странах – России и Японии. Вдвойне приятно, что наши студенты стали сопричастными этому грандиозному событию! После спектакля мы испытывали очень сильные эмоции: оживление, восхищение и одновременно опустошение, безнадежность и одиночество. Этот спектакль – вселенская истерика, нелогичная, невероятно прекрасная и ужасная, как личный опыт проживания исторических катастроф.