Балет Бориса Тищенко "Ярославна" на сцене Мариинского театра

03 Марта 2020 года | Мария Быстрова (3 курс ТКО), Илья Лисовский (2 курс ОНИ)

Балет Бориса Тищенко "Ярославна" на сцене Мариинского театра

28 февраля 2019 года для студентов музыкального училища им. М.П. Мусоргского состоялась первая экскурсия "Практического театроведения". В этот день мы погрузились в закулисную жизнь Мариинского театра и понаблюдали за репетицией новой постановки балета Бориса Тищенко "Ярославна". Свет, музыка, декорации - всё ожило в один момент. Соприкоснувшись с творчеством в процессе его создания, мы вдохновились и почувствовали его волшебную атмосферу.

Из воспоминаний: «На сцене суматоха… На огромный меч положили погибшего героя и, подняв, понесли, как Иисуса на кресте... Но вдруг сцена опустела, появилась главная героиня. Ее движения выражали экспрессию и сочувствие по случившемуся. Хореография нестандартна для классического балета: здесь правят жесты и эмоции. Вдруг появляется огромный жёлтый круг, во внутренней стороне которого виднеется зеркало. Это солнце. Очевидно, это Монолог Ярославны, в котором выражена ее реакция, размышления и чувства о произошедшем. А солнце - как элемент проницательности..."

После экскурсии мы подробно расспросили о балете. Оказалось, это была репетиция перед премьерой. Музыка Бориса Тищенко и многовековой сюжет в современной постановке обещали нечто необыкновенное и неизведанное.

Спустя некоторое время, 21 февраля 2020 года мы оказались в качестве зрителей в зале Мариинского театра.

Музыка рельефно рисует образы персонажей. Чувства и эмоции выражаются непривычным образом: созвучия, не встречающиеся до этого в классической музыке, выразительные глиссандо струнных, - все средства проникают в сознание и включают нас в общее действие.

Амбициозный и честолюбивый Игорь, проницательная и душевная Ярославна, коварный и непредсказуемый Див - все эти герои создают историю, за которой мы наблюдаем. Самоуверенность Игоря не приведет его к желаемому успеху и славе, и в конце балета Ярославна, подведя его к зеркалу (солнцу) покажет ему другую сторону мира. Быть может, мир во всем мире наиболее продуктивен, чем война и доказательство собственной власти и силы? На этой философской ноте история заканчивается.

Современный балет - это то, что ломает стереотипы, каноны и идеалы классического балета. Все движения направлены не на демонстрацию отточенных и выученных движений, следующих друг за другом в определенном порядке, а на разговор актёра через тело, жестикуляцию и мимику. Надо понимать, что это не пантомима, где главное выразительное средство - мимика. На первый план выходит искусство артиста театра, и только потом - артиста балета.

Передаче замысла поспособствовали и яркие, эффектные декорации. В частности, солнце имеет два смысла - солнца и зеркала, в котором Игорь увидит свое отражение в конце балета. Огромный меч, как символ битвы и как результат поражения в битве, - тяжёлый крест. Разные князья показаны разными цветами, но символ у них один, что заставляет задуматься (ведь вы все правители одного государства и не можете прийти к единому миру). И только войско Игоря отличается от других. На первый взгляд может показаться, что они похожи на хоккеистов, ведь у них полная экипировка - шлем, наколенники, налокотники, а их светящиеся жезлы напоминают жезлы звездных воинов. Казалось бы, странные ассоциации, но, видимо, современный балет общается со зрителями на современном ему языке.

Мультимедийное сопровождение балета также оживило эмоциональное состояние героев и отобразило происходящую ситуацию. Чего только стоило соединение Луны и Солнца на большом экране! Эта анимация была особенно завораживающей. 

К сожалению, балет Бориса Тищенко «Ярославна» редко ставят на сцене Мариинского театра, но есть хорошая возможность посмотреть его на YouTube.


Читать предыдущую публикацию Читать следующую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4