Музейные грани

11 2022 года

Музейные грани

В этом учебном году команда училища приняла участие в исторической игре проекта «Музейные грани» – открытия и изобретения. Проект реализуется седьмой год подряд Музеем «Разночинный Петербург».
Тема игры «О, сколько нам открытий чудных…» посвящена Году науки, поэтому студенты-музыканты выбрали тему исследования: «Единство науки и музыки».
По условиям игры команда посетила пять музеев, среди которых был школьный музей. Ребята создали экспозицию из фотографий пяти музейных предметов и представили ее в виде экскурсии.
Основная идея экскурсии заключается в том, что музыкально образованный человек способен совершать открытия в разных областях.
Например, Алексей Львов – строитель мостов, автор музыки русского гимна «Боже! Царя храни!», скрипач и директор придворной певческой капеллы.
Или символом единства науки и музыки стал экспонат музея Арктики и Антарктики - изготовленная по особому заказу для участников экспедиции ледокола «Челюскин» гармонь с отделкой перламутром и резьбой по дереву, с алюминиевой пластинкой с изображением ледокола.
Жюри оценивает саму экспозицию и ее защиту в виде экскурсии.

В составе команды:
1.Волкова А.А. 1 ОЭП
2.Фасахов Д.А. 1 ОЭИ
3.Альская С.С. 2 ОСИ
4. Игнатова Д.В. 2 ФПО
5. Романов Ф.А. 2 ОДИ
6. Чернядьева С.М. 2 ТКО
7. Долгов А.А. 2 ТКО
Преподаватели:
Т.М. Смирнова и О.В. Серченя

 Здравствуйте!

Мы экскурсоводы команды Музыкального училища имени Модеста Петровича Мусоргского.

Мы предлагаем вам совершить путешествие по музыкальному Петербургу. Специально для вас мы подготовили экскурсию: «Единство науки и музыки».

Мы убеждены в том, что музыкально образованные люди способны на яркие открытия и изобретения. Символом нашей экскурсии стал Певческий мост, олицетворяющий единство науки и музыки.

В прекрасный весенний день мы отправимся в Шереметевский дворец – Музей музыки и познакомимся с выдающимся инженером и музыкантом Алексеем Федоровичем Львовым.

Среди многих экспонатов в музее хранится литографированный портрет генерал-майора А.Ф. Львова, интересный сопровождающими надписями: нотной строкой из его Скрипичного концерта, факсимильной подписью и надписью «авторъ Русскаго Гимна: «Боже! Царя Храни!»... онъ же композиторъ во многихъ произведений для Церковных Хоровъ; он - же дивный скрипачъ б. Директоръ придворной певческой Капеллы.

Алексей Федорович Львов родился 1798 году. Его отец занимал пост директора придворной Певческой капеллы. Мальчик получил дома хорошее музыкальное образование и уже в 7 лет играл на скрипке в домашних концертах.

В то время профессия музыканта считалась унизительной для дворян, поэтому несмотря на яркую одаренность сына, родители в 1814 году определили его в Институт путей сообщения, который юноша окончил с золотой медалью, а его имя было выбито золотыми буквами на доске почета. Алексей Львов был направлен в Новгородскую губернию под начальство военного министра графа Аракчеева. У Алексея была настолько сильной страсть к музыке, что все часы досуга он проводил со скрипкой в руках, иногда даже засыпая с ней.

В 1828-1829 годах генерал-майор Львов участвовал в русско-турецкой войне, а затем стал придворным композитором императора Николая I.

Ценители музыки – члены императорской фамилии и петербургский высший свет часто собирались на музыкальных вечерах у А.Ф. Львова.

В 1833 году Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I в Австрию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. По возвращении Николай I заметил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую» и поручил Львову, сочинить новый гимн Российской империи.

Позже Львов писал: «Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа, от ученого до невежды... В один вечер, гимн была написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова...».

Впервые гимн прозвучал в 1833 году в Придворной певческой капелле в присутствии императора и императрицы. Прослушав его в исполнении певчих, а затем в сопровождении двух оркестров военной музыки, восхищенный император сказал Львову: «Это великолепно! Лучше нельзя, ты совершенно понял меня».

В 1836 года скончался отец Алексея Львова – Фёдор Петрович Львов. И Алексей Фёдорович был назначен директором Капеллы как лично известный государю знаток музыки и выдающийся скрипач.

Алексей Федорович Львов вошел в историю не только как выдающийся деятель на посту директора Императорской придворной певческой капеллы, но и как талантливый инженер.

Во время службы в аракчеевских военных поселениях им был построен мост, изящная модель которого сохранилась в Музее мостов – филиале Центрального музея железнодорожного транспорта России.

В 1822 гг. по проекту французского инженера-генерал-майора А.Я. Фабра, инженер А.Ф. Львов построил деревянный пятипролетный мост подкосно-арочной системы длиной 115 м. через Ложитовский ручей в Новгородской губернии.

Мост состоял из трёх главных пролётов и двух полупролётов. Нижний пояс деревянных ферм пролётных строений составлен из отдельных элементов, соединённых между собой по дуге арки. Промежуточные опоры – деревянные, устои – каменные.

А.Я. Фабр дал высокую оценку проектам Львова, а Николай I сказал так: «Львов построил не мост, а перекинул через овраг свой лёгкий смычок».

Впоследствии мост через Ложитовский ручей заменили каменной трубой. Но оригинальность этой конструкции заставила сотрудников Института путей сообщения выполнить модель моста, которая хранится сегодня в коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта.

Таким образом в судьбе Алексея Федоровича теснейшим образом переплелись музыка, военная и инженерная служба.

Мы отправляемся в школьный музей. Школа № 163 находится у метро Чернышевская. Здесь в 1797 году появился первый Мариинский институт благородных девиц в честь первой покровительницы императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I.

Мы видим покровителей института.

Наш рассказ о великой княгине Екатерине Михайловне (1873-1894, род Романовых, внучка Павла I). При ней происходит серьезная реконструкция здания: оно было расширено. Помещения были просторными и вмещали 220 воспитанниц. На фотографии мы видим здание Мариинского института и школы.

В учебное заведение принимались девочки от 10 до 12 лет – исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан. Предпочтение при поступлении отдавалось сироткам. Институт готовил воспитательниц и учительниц. Особое место в учебной программе занимало музыкальное образование. «Музыка облагораживает душу, смягчает нравы», – гласила программа преподавания музыки. Воспитанницы знали, что, играя на фортепьяно, они лучше будут приняты в каждом семействе с более высоким жалованьем.

Для музыкального образования привлекались лучшие преподаватели и музыканты, среди них – С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев, А.Н. Скрябин.

Так же большое внимание музыкальному образованию воспитанниц уделял Антон Рубинштейн – гениальный пианист, дирижер, композитор. Он безвозмездно выступал для педагогов и воспитанниц института.

Перед вами портрет А.Г. Рубинштейна кисти Репина.

Илья Ефимович Репин очень любил музыку Рубинштейна. Они были друзьями.

Таким образом, на этих примерах, мы видим единение образования и музыки гениальных людей.

Гармонь, изготовленная для участников экспедиции на ледоколе «Челюскин» в 1933 году. На гармони имеется алюминиевая пластинка с изображением парохода, надписями: «Челюскин» и «По особому заказу» Гармонь сейчас находится в закрытых фондах музея.

Кто же эти герои, кому был сделан этот подарок?

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск.

Цель экспедиции: отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.

Но 13 февраля 1934 года судно было зажато льдами и затонуло в Чукотском море. 104 человека оказались в жестких условиях полярной зимы. С февраля по апрель весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине?

Челюскинцы верили, что их спасут. Они доказали, что возможно долговременное пребывание людей на дрейфующих льдинах и использование льдин как базы исследования Арктики.

Изучалась возможность экономического освоения Арктики. В дальнейшем, практический опыт экспедиции учли. Стали строить новые грузовые суда и линейные ледоколы. Стала понятна необходимость создания отряда особой полярной авиации.

У челюскинцев было восемь чукотских собак. А «Морзянка» (композитор - М. Фрадкин, текст - М. Пляцковский) спасала их в минуты отчаяния.

На фотографии мы видим: ноты «Полярного вальса», самолет-Ш-3, 3-х местную амфибию. И еще одна фотография – собака с граммофоном – Британская экспедиция.

Музыка помогала в дальнейшем полярникам жить и работать в сложных условиях.

Наша экскурсия по музыкальному Петербургу заканчивается в Музее «Разночинный Петербург». В музее рассказывают об истории непарадного Петербурга; о людях, проживающих далеко от Невского проспекта: мелких служащих, отставных солдатах, рабочих, студентах и прочих.

Досуг всех петербуржцев на рубеже XIX-XX вв. нельзя было представить без музыки, ведь именно в это время в России появился граммофон.

На этом слайде мы видим граммофон начала XX века (показать указкой). На его деревянном корпусе есть небольшая табличка с гравировкой «Фабрика музыкальныхъ инструментовъ им. Владимира Сергеевича Пушкина».

Раструб граммофона декорирован ручной росписью с яркими цветами. Рядом с росписью можно увидеть автограф художника: «Ромахов М.».

Первопроходцами граммофонной индустрии в России были иностранные компании. С 1901 года в Санкт-Петербурге появилось «Акционерное общество «Граммофон», которое выпускало пластинки и функционировало до 1918 года.

Репертуар записей был разнообразным, и популярность компании быстро росла.

Фоноколлекция музея «Разночинный Петербург» насчитывает 185 единиц хранения, восемь из них – это пластинки начала XX века, а остальное – пластинки советского времени.

Две грампластинки компании «Граммофон» представлены двумя выдающимися зарубежными исполнителями первой четверти XX в. Один из них – всемирно известный итальянский певец – тенор Энрико Карузо. Запись Энрико Карузо была сделана компанией «Граммофон» в 1913 году. Односторонняя пластинка имеет этикетку розового цвета (показать указкой на слайде).

Одним из самых известных классических музыкантов того времени был чешский скрипач-виртуоз и композитор Ян Кубелик, объездивший с гастролями всю Европу и Россию. Начиная с 1902 года, скрипач был с концертами в России пять раз.

Музей «Разночинный Петербург» имеет в коллекции пластинку 1907 года с записью фрагментов из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

С 1907 по 1909 год на пластинках «Общества «Граммофон» была широко распространена «обыкновенная» этикетка чёрного цвета для популярных певцов или для инструментальной музыки.

Мы завершаем нашу экскурсию, показав единство музыки и науки:

музыка не только скрашивала досуг людей, но и вдохновляла их на научные открытия и изобретения.

Благодарим за внимание.

Читать предыдущую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2022

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5