Оркестр будущего - Сочи 2020

17 Февраля 2020 года | Г.А. Кац, преподаватель отдела духовых и ударных инструментов
В Сочи я приезжаю уже 13 лет подряд. Сначала был участником Международного фестиваля Юрия Башмета в составе Камерного ансамбля "Солисты Москвы", а восемь лет назад стал еще и педагогом Всероссийского Юношеского оркестра. В этом году я впервые оказался в Сочи только в качестве педагога.


Возрастной состав ВЮСО разный - от 10 до 22 лет. Многие дети приезжают с родителями. Очень трогательно наблюдать, как старшие опекают младших на репетициях, и это характерная черта этого коллектива. Хотя коллективом он становится не сразу, поскольку ребята съезжаются из разных городов страны, и превратить этих талантливых мальчишек и девчонок в оркестр в настолько сжатые сроки, - как раз задача педагогов.


В этот раз получился обширный и разностильный репертуар - от увертюр Глинки и Россини до музыки XXI века, написанной буквально вчера, в подчас абсолютно нетрадиционной стилистике и с применением новейших приёмов исполнительской техники. С оркестром работают первоклассные дирижеры, такие как эквадорец Фредди Кадена, итальянец Клаудио Ванделли, и конечно же, Юрий Башмет.



Принцип работы ВЮСО устроен так же, как во всех юношеских оркестрах мира. Каждая группа инструментов имеет своих наставников. Как правило, ими становятся ведущие музыканты оркестров и театров Москвы. В этом году костяк педагогов составили участники "Солистов Москвы" и симфонического оркестра "Новая Россия", поскольку именно эти коллективы - одни из главных действующих элементов Сочинского Фестиваля. Отдельно музыканты работают с группами скрипок. Именно они определяют состав оркестра для каждого сочинения. Постоянная ротация голосов - один из принципов, заложенных в группе духовых. Все должны почувствовать себя и солистами оркестра, и частью группы в игре tutti. Исключение составляют только совсем юные, те, кто имеет статус стажеров. Их время игры на первых позициях ещё впереди.


С помощью педагогов на репетициях ребята начинают осваивать родственные инструменты, которые требуются по партитуре. В нынешнем репертуаре их довольно много. Это и кларнет-пикколо, и альтовая флейта, и контрфагот, и английский рожок. Сами инструменты предоставляет оркестр "Новая Россия". И это очень важный момент, так как некоторые ребята приехали из глубинки, где таких инструментов просто нет.

Вся техническая сторона разбирается в процессе работы наставников с группами. Затем начинаются репетиции "дерева", где уже решаются задачи совместной игры, штриховых и артикуляционных моментов, принципов динамики и интонирования. На общих оркестровых репетициях педагоги тоже присутствуют, иногда находясь рядом со своей группой - так легче "на ходу" корректировать недочёты. 


В дальнейшем групповые репетиции проводятся в виде "разбора полётов" предыдущей оркестровой - исправляются огрехи, которые на ней произошли. И так будет день за днём, до самого концерта 23 февраля. Жаль, что когда зазвучат первые аккорды концерта, я буду уже в самолёте на пути в Санкт-Петербург!



Читать предыдущую публикацию Читать следующую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5