31 октября 2022 года | Олеся Владимировна Серченя, зам. директора по ВР
Раскрасить этюд
А если добавить в музыку красок... Что будет? Ответ на этот вопрос знают преподаватели, студенты и даже некоторые родители – гости сегодняшнего квартирника.
Вторая встреча с выпускником училища Дмитрием Борисовичем Якубовским была посвящена работе над нелюбимыми этюдами (от французского etude – «наблюдение», «изучение»). На первый взгляд, тема для избранных, т.е. играющих этюды, но было интересно всем. Главное, думать логически, подключать воображение, задаваться вопросами, раскрашивать этюд. И тогда к техническому зачету будешь точно готов.
Этюд – это то же, что ОФП для спортсмена – без прокачки мышц, общей тренированности не выполнить центральную задачу, не дойти до пьедестала, не доиграть пьесу до конца.
И не могу не поделиться цитатами Дмитрия Борисовича:
«История успеха привлекает всех, этюды – только избранных…» – мгновенно отреагировал наш гость на то, что нас в зале немного (студенты сегодня напряженно пишут контрольные по сольфеджио, готовятся к академу, выступают на концертах).
«Для многих студентов, да и педагогов, этюд – это просто техническое сырье. Некоторые студенты этим сырьем и ограничиваются».
«Перед нами три дорожки – три одинаковых фразы в разных тональностях. Мы пробуем то одну, то другую, не зная куда идти. Как назовем это место? Повторялки! Повторялки-растерялки, потому что я тут одну тональность попробовал, другую, третью. И каждая тональность звучит немного иначе".
«Этюд технологический, нудный (бу-бу-бу) играть всегда трудно, не за что зацепиться. Сначала нужно найти самое тихое и самое громкое место".
«РР – это петербургское пьяно ".
«Что делает альпинист, когда добрался до вершины? Отдыхает. Если вы добрались до кульминации – празднуйте! Ни в коем случае нельзя сразу уходить».
Нам не всегда нужно играть просто «forte» или просто «рiano». У нас есть форте на прижатом смычке, форте на свободном смычке, пьяно, которое звучит как форте, форте, которое звучит как пьяно, у нас есть вибрато – много различных раскрасок».
«Скандирование – опасный прием».
«Настоящий правитель, он никогда не орет».
«Итак, секвенция вверх, а мы еще пытаемся крещендировать, как у автора часто написано. Композиторы часто так подставляют нас. И нас разносит, как хомячков от никотина».
«Самая знаменитая фраза К. Станиславского: «Не верю!». Если актер не пережил это сам, то не сработает. В музыке тоже самое. Если я растерян, то я действительно растерян».
«Очень умело поступают джазмены: они всегда в своем соло стараются сделать не так, как от них ждут. Это самое замечательное свойство джазовых музыкантов».
«А это кто?
-Шмель.
- Нет! Это царевич Гвидон! Но в каком состоянии!».
«Украшайте этюды!».
Ухожу с мыслью о том, что магия личности, харизма и обаяние Дмитрия Борисовича делают свободным и счастливым, думающим и радостно работающим каждого, кто попадает в его энергетическое поле.
И нам так понравилось, что во втором полугодии мы придем на встречу с Дмитрием Якубовским в третий раз. Разговор пойдет о Бахе.