24 сентября 2024 года | Анастасия Страздина, 4 ОСИ
Так хочется жить!
Искусство — это про бессмертие. Это про вечную жизнь в памяти последующих поколений!
Спектакль, посвященный деятелям искусства, чья жизнь так или иначе была связана с блокадным Ленинградом, состоялся в воскресенье 15 сентября в Александринском театре.
Первое имя. Даниил Шафран, виолончелист, выпускник ленинградской консерватории, вместе с сокурсниками волей судьбы оказавшийся в консерваторском полку. В драматической части спектакля роль Даниила исполнил Марк Кондратьев, живо и ярко передав сложное психологическое состояние своего героя на момент возвращения обратно в город, когда светлые воспоминания о прекрасных годах студенчества были омрачены свежей памятью о событиях совсем недавних, имевших место быть на линии фронта, круто изменивших жизнь молодого музыканта.
Сила оказываемого на зрителя воздействия была тем более значительной, когда по окончании напряженного и эмоционального монолога речь театральная, литературная была продолжена высказыванием музыкальным. И в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Рамма в сопровождении оркестра звучит „Pezzo capriccioso“ си минор Петра Ильича Чайковского из оp 62, придавая состоявшейся миниатюрной драме-новелле флер поэтики, музыкальную возвышенность эпизоду из биографии виолончелиста.
Не была обойдена стороной ни одна из сторон искусства. Так в образе директора Эрмитажа Иосифа Абгаровича Орбели предстал на сцене заслуженный артист РФ Валерий Ярёменко. В июле 1941 сотрудниками музея было вывезено и спасено свыше миллиона экспонатов.
Художники, поэты, не оставившие блокадный город, оставшиеся в нем творить, так же не были забыты. В зале прозвучали стихи Анны Ахматовой, а также одно из поздних произведений Иосифа Бродского, в лирике которого отчетливо слышатся воспоминания о раннем детстве поэта, часть которого была в том числе проведена в осажденном городе.
Важную роль в культурной жизни Ленинграда тех грозовых лет сыграл и Александринский театр. В годы блокады он стал домом для более чем 200 человек. Среди них были и сотрудники театра, по разным причинам не уехавшие в эвакуацию. Невзирая на тяжелое положение, голод, холод, в театре ставились оперы, балет. В частности, значимый вклад внесла в организацию балетных постановок Агриппина Яковлева Ваганова, находившаяся в блокадном городе до 1942 года. Многие из участников труппы положительно отзывались о работе Агриппины Яковлевы, чья стойкость духа и работоспособность заслуживают отдельного восхищения и уважения.
Спектакль завершила достаточно ярко и значительно первая часть симфонии №7, «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича. В блокадном Ленинграде премьера симфонии состоялась 9 августа 1942 года. Особенно сложной задачей было собрать полный состав оркестра. Отдельных музыкантов пришлось даже специально отозвать из военных частей. В небольшой драматической постановке, иллюстрирующей преддверие премьеры дирижера Карла Элиасберга прекрасно сыграл Валерий Яременко. Особенно эффектным был момент, предшествующий музыкальному действию, когда, завершая театральный эпизод, Валерий Васильевич подходит к дирижеру оркестра и передает тому партитуру симфонии, вслед за чем торжественная музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича врывается в зал подытоживающим, не лишенным маэстозности элементом эпичного героизма.