13 февраля 2020 года | Юрий Серов
Моцарт и Сальери
6 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт был брошен в общую могилу на кладбище св. Марка в Вене. При погребении никто не присутствовал, место захоронения гениального композитора неизвестно. Кто был заинтересован в сокрытии тайны болезни и смерти Моцарта? Почему в хрониках последних месяцев его жизни ближайшим окружением тщательно вымарывались целые страницы? Наконец, был ли, согласно легенде, придворный капельмейстер Антонио Сальери участником страшного преступления – отравления Моцарта?
22 февраля в Малом зале филармонии мы попытаемся ответить на некоторые вопросы. В первом отделении концерта-марафона мы поговорим о тайне гибели великого австрийского музыканта, с помощью видеоинсталляции вглядимся в лица его современников, друзей и близких, возможно, причастных к заговору. Во второй части музыкально-исторической реконструкции мы попробуем оправдать Сальери и найти весомые доводы в его защиту.
Впервые в Санкт-Петербурге прозвучит Реквием для солистов, хора и оркестра Антонио Сальери. Композитор написал его в 1804 году, уже думая о собственном отпевании, но прожил еще 21 год и умер в глубокой старости. Завершит вечер исполнение гениального Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта. Этим сочинением трудно удивить, но его хочется слушать вновь и вновь.
Мне очень приятно, что наши студенты инструменталисты и хор примут участие в этом неординарном концерте. Большое счастье для музыканта – играть подобный репертуар. И если произведение Сальери не выходит за рамки обычного очень высокого профессионального уровня этого композитора («поверившего алгеброй гармонию»), то Реквием Моцарта поражает каждой интонацией, каждой сменой настроения, своей простой, естественной, какой-то очень человечной глубиной и невероятной композиторской фантазией. Нет ни одного такта (кроме нескольких, явно дописанных после смерти композитора учеником и копиистом Моцарта Францем Ксавьером Зюсмайером, о нем мы тоже поговорим в концерте), которые бы не хотелось прожить и прочувствовать.