Мой путь в профессии

22 октября 2020 года | Альбина Толибова

Мой путь в профессии

По жизни нам постоянно приходится что-то выбирать. И один из самых трудных выборов – это выбор профессии. Хотелось бы поработать в каждой, ведь всякая по-своему интересна и уникальна. Для меня очень важным было то, чтобы профессия приносила удовольствие.

Я поняла, что хочу всю жизнь заниматься музыкой, и именно это мне по душе. Есть множество вариантов, например, быть концертмейстером или же попробовать роль участника оркестра. Но больше всего я хочу возродить искусство игры на гуслях, как когда-то это сделал В. В. Андреев для домры и балалайки.

Совмещая концертную и педагогическую деятельность, буду продвигать гусли в массы, ведь сейчас мастера-гуслисты могут играть как быстрые, техничные произведения, от которых захватывает дух, а эмоции льются через край, так и обработки классики Скарлатти, Баха и др. Мало того, на гуслях можно сыграть даже рок! Это был достаточно интересный эксперимент. В 2018 году я участвовала в телешоу «Синяя птица» на первом канале. Креативные продюсеры часто спрашивали меня: «Можно ли сыграть рок на гуслях?». Все возможно, если искренне желать этого и прилагать немалые усилия! Это мой девиз по жизни. В итоге, мы совместили в одном номере рок - AC/DC «Thunderstruck», классику – А. Вивальди (концерт «Времена года. Весна»), а также «Фантазию на три русские темы» К. Шаханова. Так мы показали, что гусли способны на многое! Я была очень рада, что смогла познакомить многих людей с необычным инструментом и подарить им незабываемые эмоции! Для исполнителя очень важно иметь возможность донести свои чувства и эмоции до зрителей, тронуть их до глубины души.

В качестве исполнителя мне нравится давать концерты в реабилитационных центрах и центрах для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Было доказано, что музыка классиков может даже лечить болезни людей! Как-то я работала в Палатах бояр Романовых, устраивая детям ёлки с живой музыкой, исполняемой на гуслях. В перерыве женщина-аниматор попросила меня сыграть еще несколько произведений. После она сказала очень интересную мысль, которая хорошо мне запомнилась: «Гусли обладают таким родным, привычным тембром и звуком, будто во мне звучат голоса предков, которые несколько веков назад также играли на русских гуслях. Они пробуждают эту родовую память». Думаю, что гусельная музыка также обладает положительным воздействием на мозг и психику человека. И она тоже может исцелять людей!

Участие в просветительских концертах от фондов также дает возможность познакомить людей со звончатым инструментом. Я сотрудничала с фондами им. В. Спивакова, им. Усланова, и «Новые имена». Благодаря этому, такие же ребята, как я, могут играть на больших и известных площадках Москвы: сценах Академии музыки им. Гнесиных, центра Рюминой, залах Чайковского, Дома Музыки, Геликон оперы, центра Павла Слободкина на Арбате, Градского Холла, открытой сцены Красной Площади и многих др.

Сейчас я переехала в Санкт-Петербург ради дальнейшего совершенствования игры, ведь лучшие гуслисты выходят, заканчивая именно Петербургское училище и консерваторию. Я уже успела поиграть в Капелле, Шереметьевском дворце, Белом зале Политехнического университета и др.

Год назад я давала первый в своей жизни сольный концерт! Программа была разнообразной, но уместилась в два отделения. Скажу, что это безумно сложно, но очень и очень интересно! Все эти произведения нужно было одновременно «держать в пальцах», а бывает так, что даже на отработку одного уходят долгие часы работы над техникой, фразировкой, музыкальной формой, выразительностью, артистизмом и другими, не менее важными, аспектами. До сих пор такого опыта я не имела. Вторым пунктом было пристальное внимание зрителя, обращенное на меня одну на протяжении полутора часов, оказалось, что напрягает это волнение только поначалу, ведь чувствуешь огромную ответственность за весь происходящий процесс. Обожаю то ощущение, когда выстраивается определенная эмоциональная связь между зрителем и исполнителем, когда начинаешь очень ярко чувствовать эмоции друг друга, буквально проживая вместе моменты из жизни. Полное взаимопонимание. Это очень вдохновляет и разрушает напряженную атмосферу. В тот вечер я не ожидала, что придет такое большое количество людей. Не хватало мест, и многие стояли! После концерта люди благодарили за хорошую музыку. Это всегда очень приятно, делиться со слушателями частичкой своей души.

Сегодня я участвовала во втором туре конкурса «Юные дарования» на присвоение премии Правительства города Санкт-Петербурга. Уже вывесили список победителей. И я в их числе! Сейчас меня переполняет безмерная радость от осознания того, что я выбрала правильный путь в жизни, мне нравится заниматься этим, и это приносит огромные успехи! Впереди еще большие свершения!

И я понимаю, что все это – лишь малая часть концертно-просветительской деятельности. Так, играя в детских садах и школах, рассказывая детишкам про инструмент, появляется возможность не только ознакомлять, но и приглашать их к себе в музыкальную школу для дальнейшего углубления в специфику.

Педагогическая деятельность не менее сложна, чем исполнительская. Здесь важно уже не столько то, как играешь ты, а насколько доходчиво ты должен уметь объяснить своему ученику все тонкости игры.

Разработка общей понятной системы педагогики – задача сложная. Методика обучения игре на гуслях в данный момент находится на стадии формирования. Все потому, что профессиональная школа игры на гуслях как на сольном концертном инструменте, насчитывает всего несколько десятилетий. Но все же были выпущены очень удобные для обучения и преподавания сборники: Ю. Евтушенко «Практический курс игры на гуслях звончатых». – М. «Музыка», 1989 г.; Л. Жук «Искусство игры на гуслях». – М, 1998 г.; К. Шаханов «Школа игры на гуслях звончатых». – СПб, 2010 г.

Сборники нот для самостоятельного обучения и преподавания тиражируются в очень небольшом количестве экземпляров, а в интернет-библиотеках также есть лишь единичные партитуры. Поэтому все, что попадает мне в руки, я сканирую, дабы в будущем было, что из произведений дать детям. Если есть возможность купить сборники на конкурсах, фестивалях, творческих встречах гуслистов в бумажной версии, это стоит сделать сейчас, потому что потом их уже не будет. Так у меня уже накопилось достаточное количество сборников, начиная от педагогического репертуара ДМШ, заканчивая произведениями, которые изучаются в консерватории.

К сожалению, на гуслях также нет четкой, единой системы организации аппликатуры. Чтобы ориентироваться на инструменте, гуслисты используют понятие звукоряда, потому что гусли могут быть настроены по-разному, иногда не ориентируясь ни на одну из тональностей. Для того, чтобы сыграть аккорд, гуслист должен заглушить (прикрыть пальцами) все рядом стоящие струны, звуки которых не входят в аккорд. Для этого есть определенные позиции, однако их количество и порядок отличаются в разных школах игры. В этом и сложность. Но, благодаря людям, глубоко увлеченным своей профессией, появляются замечательные статьи, методики, а игра становится все более, и более организованной.

В педагогической практике задачей педагога является не только обучение базовым навыкам, но и свободное развитие личности ученика, не зависящее от предрассудков и комплексов. Для этого нужно самому быть свободным человеком. Важно не иметь негативных установок, которые не дают пробовать новые идеи и гордо смотреть в будущее. Работая над собой, читая полезную информацию, наблюдая за окружающими тебя успешными людьми и делая выводы, думаю, можно достичь этого.

Между педагогом и обучающимся важно устанавливать прочную связь. Это поможет намного быстрее понимать друг друга, а также все будут чувствовать себя комфортно.

Я поставила себе большие цели, трудные задачи. Но я искренне хочу их достичь, поэтому из-зо всех сил буду стараться! Выписав все на бумагу, я четче поняла, в каком направлении мне двигаться. Я очень рада и благодарна за то, что есть такие конкурсы, которые помогают достичь своих целей!

Когда-то перед трудным конкурсом мама подарила мне открытку с мотивационной надписью:

«Верь в себя, и у тебя все получится!». Она до сих пор висит у меня на пробковой доске и придает мне сил и уверенности. Думаю, эта фраза - прекрасное завершение моего эссе!


Альбина Толибова - студентка 2 курса ОНИ по классу гуслей (преподаватель - И.Н. Ершова), участница конкурса «Студент года» в системе среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, победительница 1 этапа в номинации «Студент-творческая личность»

Читать предыдущую публикацию Читать следующую публикацию

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Венская классическая школа Битва ансамблей Нац проект культура