29 декабря 2020 года
Творческие работы по психологии
Уважаемые преподаватели и студенты Музыкального училища
имени М.П. Мусоргского!
Завершился семестр, когда общеобразовательные предметы в училище велись только дистанционно. Мы получили удивительный опыт виртуального общения друг с другом.
Ребята, наряду с тестовыми заданиями по возрастной психологии и психологии общения, выполняли по желанию (в целях повышения оценки за семестр) творческие работы. Когда их читаешь, восстанавливается духовный и эмоциональный контакт, обычно возможный при непосредственном общении в аудитории.
В курсе возрастной психологии мы изучаем зарубежные и отечественные периодизации возрастного развития, одной из которых является периодизация Эрика Эриксона. Сначала студенты 3 курса читают материал и смотрят видеолекции по теме, а затем выполняют практико-ориентированные задания. Это позволяет креативно подойти к решению вопросов: не только понять материал, но и прочувствовать его и научиться применять теорию на практике.
В рамках курса психология общения, среди других, мы изучаем важные темы: «Психология конфликтов» и «Публичные выступления», особенно важные для музыкантов, выступающих перед публикой.
Итак, вопрос: Опишите образ жизни и проанализируете образ доктора Борга из кинофильма И. Бергмана "Земляничная поляна" в рамках концепции Э. Эриксона.
Ответ студента Александра Ятагаи, 3 курс ОСИ:
Главный герой фильма Ингмара Бергмана «Земляничная поляна» Исак Борг - пожилой доктор, которому уже исполнилось 78 лет. Первое впечатление - это капризный, ворчливый, вечно недовольный старик, отравляющий жизнь всем, кто его окружает: сыну, невестке, экономке.
Он ссудил деньги своему сыну и не хочет простить ему долг, зная, что последний надрывается на работе, чтобы отдать деньги отцу. Своей невестке он заявил, что не желает выслушивать ее жалобы на жизнь c его сыном. Старый доктор постоянно пререкается со своей экономкой, ни в чем с ней не соглашаясь.
Если рассматривать жизнь И. Борга с точки зрения теории Э. Эриксона, можно сказать, что доктор проходит последний, восьмой, этап в своей жизни - старость. Это период, когда человек подводит итог жизни. Человек либо получает чувство удовлетворения от всего сделанного, либо, понимая, что допущено слишком много ошибок, уходит в чувство безнадежности, так как уже ничего изменить нельзя.
Задумываться об итогах жизни доктора заставляет сон, в котором он, разгуливая по опустевшему городу, натыкается на стенные часы без стрелок. В следующий момент под этими часами из проезжавшей мимо повозки вываливается гроб, где находится живой двойник Борга. После этого сна доктор смотрит на свою жизнь по-другому.
Интересной особенностью фильма является путешествие главного героя во времени: через свои сновидения или впадая в состояние задумчивости, он постоянно перемещается в свою молодость, а затем зрелость.
Следуя теории Э. Эриксона, на каждом этапе развития личности перед ней ставится определенная проблема. В молодости у человека возникают отношения близости, единения с окружающими его людьми. Это время первой любви, которое влияет на дальнейшую судьбу человека. И. Борг был влюблён в красавицу Сару, которая предпочла ему его брата. Боль разрыва отношений с Сарой доктор преодолеть не смог и унёс ее с собой в следующие этапы своей жизни. Эта боль породила скрытность Борга, его полный уход в себя и в своё страдание.
Следующий этап - зрелость - герой проводит в своём футляре, отгораживаясь от жизни. Он женится, у него растёт сын. Чувствуя, что его отец живет очень замкнуто, без любви, сын становится таким же безжизненным. Рано умирает и жена Борга.
В одном из видений молодая Сара заставляет Борга взглянуть в зеркало и увидеть те чувства, которые вызвал разрыв с девушкой, на своём лице. Исак видит и признает эту боль. Сара предлагает Боргу улыбнуться и таким образом изменить отношение к произошедшему. Именно эта сцена является переломной в фильме. Главный герой преображается, заново открывая для себя свою последующую жизнь.
Итак, через осознание нерешенных проблем молодости Исак Борг изменяет свою жизнь и ее значение в старости. Одиночество, вынесенное доктору как приговор, отменяется.
Творческое задание студентам 4 курса «Первый раз на эстраде»
Ребята, посмотрите документальный фильм "Ираклий Андроников. Первый раз на эстраде" реж. А. Казьмина, 1971 г. Письменно ответьте на вопросы.
Ответ студента 4 курса ОСИ Ивана Рукинова:
1. Как главный герой преодолевал нервозность перед выступлением в зале Ленинградской филармонии?
Перед выступлением в Большом зале филармонии Ираклий Андроников попытался справиться с нервозностью путем посещения врача И.Я. Раздольского, который, по слухам, освобождал артистов от страха сцены.
2. Какие советы по подготовке к выступлению ему давал музыковед И.И. Соллертинский?
И.И. Соллертинский был против заученной речи и требовал импровизационности. Также, необходимо было подать информацию одинаково полезную для всех зрителей, независимо от музыкальной квалификации. Соллертинский акцентировал внимание на особенности акустики Большого зала филармонии применимо к голосу (а именно, необходимость очень четко отделять слова друг от друга). Касаемо подачи, Соллертинский посоветовал условно выбрать одного человека в последнем ряду и будто бы ему одному посвятить свое повествование. На это было две причины: во-первых, “если слышат в последнем ряду, значит слышат и в первом”, во-вторых, концентрация на одном отдельно взятом человеке исключит волнение от лицезрения большой аудитории.
3. Дайте рекомендации, как музыканту-просветителю вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.
Безусловно, невозможно просветительски влиять на людей, не будучи уверенным в себе. Конечно, влияние на людей по большей части зависит от личностных качеств, зачастую врожденных, а не воспитанных. Но тем не менее, считаю, возможно увеличение своего влияния на людей при помощи музыки, доступное каждому. Есть несколько аспектов подхода к концертному исполнению: во-первых, стоит разделять этапы подготовки произведения и исполнение перед публикой. Да, в свое время великий Е.А. Мравинский говорил, что концерт - это не конечный пункт, репетиции и концерты - шаги на пути к идеалу. Поспорить сложно, но мне кажется, будучи студентом, преследуешь несколько другие цели. Если состоявшиеся музыканты уже владеют всем (или почти всем) набором профессиональных умений и занимаются музыкой в самом широком смысле этого слова, то мы, студенты, по большей части заняты решением технических задач и не всегда успеваем уделить достаточно внимания самой музыке. Думаю, пока что не стоит придерживаться парадигмы Е.А. Мравинского, ведь за этим последует череда горьких разочарований, потому что результат в любом случае будет слишком далек от идеала.
Итак, вернемся к мысли о разделении подготовки произведения и концертного исполнения. Зачастую у молодых исполнителей присутствует страх потерь на сцене, неуверенность в интерпретации. Во время исполнения мысли лишь о том “как бы чего не вышло”. Мой подход в том, чтобы выходить на сцену с ощущением полной вседозволенности. Уже ничего доработать не получится, есть только настоящий момент, настоящий уровень владения программой - как говорится, выше головы не прыгнешь. Остается лишь расслабиться и дать волю своему характеру, своей личности, отразиться через призму мысли композитора. При том, я не имею в виду отбросить детали исполнения, оговоренные с преподавателем. Если они по-настоящему выучены, то на сцене не потеряются. Подводя черту, не нужно думать о “последствиях” (будь то, например, плохая оценка на зачете или ошибка в тексте).
Во-вторых, считаю, нужно ясно для себя определить, что фабула любого музыкального произведения - это не аморфная мысль или ситуация, существующая лишь конкретно в том далеком времени, это то, что встречается в жизни во все времена. Это настолько насущные вещи, встречающиеся в нашем мире повсеместно, что к ним в буквальном смысле можно и нужно прикоснуться, а не пытаться пронести чинным маршем, держа над головой, как неприкасаемую и недоступную святыню (пусть даже некоторые из произведений и правда играют такую роль для человечества).
В-третьих, необходимо убедить в интерпретации в первую очередь себя. Поверить, что всё делаешь правильно. Ведь, как известно, если даже полную ахинею продекламировать убедительно, многие в это поверят.
Работа Ольги Туляковой, студентки 4 курса ФПО
1. Как главный герой преодолевал нервозность перед выступлением в зале Ленинградской филармонии?
- обратился к известному гипнотизеру
- написал и вызубрил наизусть свое будущее десятиминутное слово
- пошел к доктору и перед ним произнёс свой
- попытался прочитать свой текст Ивану Ивановичу
- пришёл за 2 часа до начала выступления
2. Какие советы по подготовке к выступлению ему давал музыковед И.И. Соллертинский?
- Делать выступление понятным для слушателей.
- Не учить текст наизусть – нужна свободная, живая, эмоциональная речь.
- Быть естественным, улыбнуться, можно провести рукою по волосам, даже отчасти симулировать непосредственность и неопытность, развести руками, подыскивая подходящее слово.
- Никакого механическое воспроизведение написанного.
- Говорить свободно, коротко, остроумно, легко.
-Выбрать человека из зала говорить, глядя на него.
3. Дайте рекомендации, как музыканту-просветителю вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично?
Первым делом стоит ответственно подойти к подготовке своего выступления. Написать план выступления, уточнить все факты, цифры, упоминаемые в нём. Несколько раз перед выступлением потренироваться на знакомых, рассказывая им текст, или порепетировать перед зеркалом. Обязательно следует продумать свои жесты, позу и так же их отрепетировать.
Не забыть уделить внимание голосу, так как он является важным инструментом для публичных инструментов. Следует регулярно делать упражнения для дикции, дыхания, чтобы во время выступления на публике голос не подвёл.
Следует как можно чаще выступать публично, так как именно так накапливается опыт и становится всё легче говорить на публике.
И никаких сомнений в своём выступлении – если человек хорошо подготовился, значит всё в его речи хорошо выправлено и никаким сомнениям нет места. Если Вы будете уверенны в себе, то и публике Вы понравитесь.
Так же важно уделить внимание своему внешнему виду – он должен быть опрятным, соответствовал мероприятию, чтобы в нём было удобно и комфортно.
Непосредственно на выступлении необходимо создать контакт с аудиторией. Нужно смотреть на публику, можно выбрать кого-то одного из зала и рассказывать, обращаясь прямо к нему.
Еще замечательный, но редко используемый вариант — это стимулирование реакции расслабления. Часто боязнь сцены – это сформировавшаяся из-за негативного опыта нервная реакция. Существует метод выработки реакции расслабления, например, с помощью запаха. Выберите запах, который вам нравится. Надушите этим запахом, например, носовой платок. Займите удобное положение и постарайтесь расслабиться, например, под любимую расслабляющую музыку. Слушайте музыку, закройте глаза и глубоко дышите. Когда вы полностью расслабитесь, поднесите носовой платок к носу и вдохните запах. С помощью этой техники, запах духов начинает ассоциироваться с реакцией расслабления. Когда вам нужно будет выступать, возьмите платок с собой, или надушитесь этими духами. Перед презентацией, вдохните этот запах. Он послужит стимулом для реакции расслабления. Возможно, необходимо будет повторить упражнение несколько раз.
Так же хорошо работает техника визуализации. Представляйте лучшее, что может случиться при вашем выступлении. Во всех деталях, подробностях увидьте Ваше выступление – обратите внимание на звуки, запах, освещение – чтобы визуализация была еще более точной. И повторив это упражнение много раз, оказавшись перед зрителями Вам всё будет знакомо и страху не будет там места.
А еще не лишнем будет уделить время развитию чувству юмора - способности увидеть в ситуации (и в себе) что-то занимательное, комичное или веселое. Юмор придаст выступлению живость, привлечёт внимание и поможет Вам увереннее чувствовать себя на сцене.
Задание 4 курсу: Посмотрите х/ф «Чучело» (драма, режиссёр Ролан Быков, 1983 год). Проанализируйте конфликтную ситуацию, сложившуюся в 6 «б» классе. Письменно ответьте на вопросы.
Ответ студентки ОНП Любови Константиновой:
1. Отличались ли сложившиеся взаимоотношения между учениками класса конфликтностью до приезда Лены Бессольцевой к дедушке?
Класс, который описан в этом произведении – стая. Это значит, что там строго выстроена иерархия и рамки того, каким ты должен быть. Если ты не вписываешься, тебя гнобят. То есть конфликты с теми, кто не похож на остальных, возникали всегда, но Лена повела себя необычно, так явно поставив себя против других.
2. Опишите основные элементы (Кто? Из-за чего? Почему? Ради чего? Что делают? Что чувствуют? О чем думают?), причины возникновения и закономерности протекания конфликта в данном классе. Это ресурсный конфликт или ценностный?
Основные участники конфликта: Лена, Дима Сомов и весь класс. В ходе конфликта Дима фактически встаёт на сторону класса и Лена остаётся одна.
Причин несколько, главная в том, что Лена другая, не похожая на остальных (рот до ушей, дружелюбие, она не отвечает на насмешки и не всё понимает). К тому же, она является внучкой «Заплаточника». У каждого есть своя причина её не любить. И вот когда она открыто перешла всем дорогу (в понимании класса), все считают, что имеют полное право дать волю своей неприязни. Они её наказывают, и это «наказание» переходит в издевательство. Всё начинает с мнимой справедливости (каждый человек должен получить возмездие, тем более в условиях стаи), а потом идёт по накатанной, ведь только дай человеку волю, если он будет чувствовать свою безнаказанность, то в нём будут проявляться самые плохие качества. И он не остановится, потому что ему это нравится. И уже не важны причины, а только чувство самоутверждения за счёт жертвы. А Лена Бессольцева была права, и эта правота и её детская вера в людей помогла ей справиться с внешними обстоятельствами. Да, у неё были способы облегчить себе жизнь, но она поступала так, как чувствовала, хоть ей было очень больно, непонятно, страшно. Этот конфликт является ценностным, потому что у его сторон были разные взгляды на ситуацию, на жизнь. Лена не претендовала на какое-то место, вещь, она просто была честной, открытой, из другого мира, а ребятам это не нравилось.
3. Приведите примеры поведения учеников в данном классе и взрослых, которое усиливало/снижало напряженность во взаимоотношениях участников на разных уровнях развития конфликта.
Железная кнопка. Она взывала к мнимой справедливости (в том то и дело, что с каждой стороны она своя) и тем самым обостряла конфликт между сторонами, обосновывая своей жесткостью действия ребят.
Дима Сомов. Он показал себя слабым человеком, не признавшись в своей виновности и поддавшись действиям класса. Он мог предотвратить травлю, заступившись за девочку как её друг. Но его бездействие дало конфликту новую силу.
Один одноклассник пытался её защитить, но из-за того, что сам он никогда не занимал высокого места в классе и осознанно выбрал подчиняться, то это не сильно снизило напряжённость конфликта, но всё-таки помогло избегнуть каких-то вещей.
Действия учительницы скорее усиливали напряжённость конфликта. Во-первых, она оставила их без поездки в Москву, что привело к таким обстоятельствам. С точки зрения воспитания всё правильно, справедливо, но ведь она не знала, к чему это приведет. Во-вторых, её бездействие дало конфликту протекать свободно. При вмешательстве учителей (родителей) всё могло решиться очень быстро, а не приносить так долго боль и разочарование Лене.
4. Опишите, какие паттерны (шаблоны) губительного мышления продемонстрировали главные герои киноленты?
-Все должны получить по заслугам
-Рассказал взрослым – предал
-Друг обязательно оценит поступок, сделанный ради него
-Быть не как все – плохо
-Деньги и собственные желания важнее чувств другого человек.
5. Какую стратегию разрешения конфликта вы можете предложить 6 «б» классу?
Для начала, если какая-то из сторон конфликта не признаёт его существование, надо привлечь третью сторону, учителей и родителей, например. Следует остановить безнаказанные действия класса и защитить Лену. Потом надо обсуждать со всеми сложившуюся конфликтную ситуацию, раскрыть всем правду так, чтобы каждый посмотрел на происходящее с другой стороны, чтобы каждый подумал о чувствах другого. Первый шаг в решение конфликта – это его осознание со стороны каждого участника. Дальше дети уже должны сами думать и решить, как поступить, но в присутствии взрослых, как высшей инстанции справедливости.
Работа Ярослава Гардаша, 4 ОНИ:
1. Человек не может комфортно существовать без взаимодействия с обществом, а конфликты - неотъемлемая часть общения с другими людьми. Это столкновение противоречащих друг другу интересов, мировоззрений, приводящее к борьбе. Почву для конфликтов создают разные условия формирования личности.
В основе конфликта лежит столкновение личности и общества.
Лена Бессольцева – одна сторона конфликта. Человек, для которого важны нравственные ценности. Она доверчива, открыта.
Другая сторона – класс, общение внутри которого строится на жестокости, лжи и равнодушии. Каждый член группы ставит собственную цель: социальный статус, материальное благосостояние. Понятие «справедливость» в ней не несет положительного наполнения. Мы наблюдаем такие явления группового давления на каждого индивида, как:
- эффект группового внушения;
- внешний конформизм, приспособленчество;
- сплоченность определенного рода (наличие совместной деятельности, цели)
Л. Бессольцева не похожа на остальных в классе. Следуя своим ценностям, она создает некомфортное поведение для класса, в который попала. На этой почве и возникает конфликт ценностей, где мотивом группы является месть, а целью – наказать предателя.
2. В фильме присутствуют внутриличностные и межличностные конфликты. Возникновение конфликта происходит, когда ребята уходят с урока и один из них рассказывают учителю.
Осознание конфликта происходит в момент, когда отменяют экскурсию в Москву. Конфликт из внутреннего состояния переходит во внешнее действие и приобретает неконструктивную форму, где не гнушаются любых средств ради достижения цели.
Конфликтное поведение проявляется в том, что ученики класса мстят лене за то, чего она не свершала.
Углублением конфликта является сцена сожжения чучела Лены на костре.
Мы видим все стадии прохождения конфликта в процессе его развития. Последняя стадия конфликта – его разрешение. Из возможных вариантов- подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. В данной ситуации происходит прерывание конфликтной ситуации (Ребята узнают, что Дима Сомов рассказал учителю про побег в кино, а не Лена, а Бессольцевы покидают город.)
Данный конфликт является в какой-то степени метафорой различных пороков окружающего мира.
3. Примерами поведения, которое усиливало напряжение в взаимоотношениях участников, можно назвать объявление классом бойкота Л. Бессольцевой, сожжение чучела, трансформация Лены, когда она, побрившись наголо, она может постоять за себя.
Началом развязки и снижения напряженности в конфликте можно назвать эпизод, в котором дедушка Лены приносит в класс портрет, а также отказ от бойкота Сомову, момент осознания поступков, когда ребята пишут на доске «Чучело, прости нас».
4. Паттерны губительного мышления запускаются в состоянии стресса, потому что у субъекта имеются особые установки.
Установка – устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования на какой-либо объект.
В развитии конфликта губительное мышление приводит к напряжению, дискомфорту, усиливает эмоциональную реакцию. Мы видим у главных героев фильма наиболее часто встречающиеся шаблоны губительного мышления:
- обвинение окружающих;
- завышение требований;
- нагнетание страха, преувеличение важности;
- самооправдание на фоне обесценивания важности происходящего.
5. Конфликт, рассматриваемый в фильме, отражает столкновение жизненных позиций, воспитания – всего, что представляет из себя человек. Хотя конфликт не всегда проходит все стадии, в этом случае имеет место полное его разрешение. В фильме конфликт сыграл не только деструктивную, но и конструктивную. Аспекты деструктивной функции мы наблюдаем во внутриличностной конфликте Сомова, который привет его к психологическому дискомфорту и полному подчинению группы и разрушению некоторых аспектов личности.
Конструктивную функцию конфликта мы видим в особенностях его разрешения. Происходит переосмысление ценностей, и, возможно, это послужит толчком к разумному поведению с людьми.
Прерывание конфликтных действий самый оптимальный способ разрешения конфликта в данной ситуации – столкновение различных жизненных позиций с учетом максимализма подросткового возраста.
************************************************************************
Я благодарна нашим студентам за предоставленные тексты. Многие из музыкантов выполнили отличные работы. К сожалению, невозможно их собрать в одну статью. Нужно беречь время наших читателей – у них сейчас зимняя сессия.
С уважением, О.В. Серченя, преподаватель педагогики и психологии, заместитель директора по воспитательной работе.